Дж.
А. Холл
Юнгианское
толкование сновидений
Глава
3
Юнгианский подход к сновидениям
В юнгианском подходе к толкованию сновидений выделяются три главных
момента:
1) ясное понимание деталей сновидения, как таковых;
2) сведение воедино ассоциаций и амплификаций в определенный порядок
на одном или более из трех уровней - личном, культурном и архетипическом,
и
3) помещение амплифицированного сна в контекст жизненной ситуации
сновидца и в процесс его индивидуации.
Существуют, как уже указывалось, много неинтерпретативных применений
сновидений, таких как гештальт-разыгрывания разнообразных мотивов
снов, ведущих к пониманию комплексов, символически представленных
в сновидении, но они совсем необязательно высвечивают значение самого
сновидения, которое всегда должно быть рассмотрено на фоне текущей
жизни сновидца.
Ясное понимание ...деталей запомнившегося сна существенно в смысле
минимизации опасности редукционизма. Если анализанд просто сообщает
"Мне приснилась работа", то остаётся неясным, действительно
ли во сне возникла каждодневная рабочая ситуация или же здесь использовалась
рутинная событийность для того, чтобы символизировать внутренние психические
процессы. Сказать "Мне снилась работа" - равносильно если
сказать, что пьеса "Гамлет" посвящена "семейным отношениям".
Без пристального внимания к внутренним взаимоотношений образов сновидения
(в особенности в сериях снов) аналитик оказывается перед опасностью
спроектировать свою собственную теорию на материал пациента. Если
аналитик убежден, что межличностные отношения обладают первостепенной
важностью, то ему слишком легко "увидеть" в фигурах сновидения
связь с теми или иными людьми во внешнем мире. Аналогичным образом
чрезмерный акцент на переносно-контрпереносной связи (искажение взаимоотношения
пациент - аналитик, основанное на бессознательной динамике у обоих)
может привести к тому, что слишком много сновидений будет интерпретироваться
в терминах аналитической ситуации. Форма редукционизма, к которой
наиболее склонны аналитики-юнгианцы, - это то, что можно назвать архетипическим
редукционизмом. Так как все комплексы возведены из архетипической
сердцевины, то всегда возможно переамплифицировать мотив сновидения
в сторону архетипического значения с сопутствующей опасностью замещения
архетипическими (часто очаровывающими) амплификациями напряжений индивидуационного
процесса в собственной жизни сновидца. Вопросы, требующие полного
выяснения всего, что касается сна, схожи с теми, которые обычно используются
для прояснения любой ситуации в обычной истории болезни. К примеру,
если пациент рассказывает доктору о боли, то существует много дополнительных
деталей, которые необходимо уточнить, например: боль постоянная или
периодическая? Если периодическая, то какова частота ее появления?
Боль острая или тупая? Появляется ли она в одном или в нескольких
местах? Если в нескольких, то не кажется ли, что она начинается в
одном месте, а отдает в других? Что усиливает боль? Что ее облегчает?
Мешает ли она пациенту спать? и так далее.
Предположим, анализанд сообщает, что во сне он увидел черепаху. Каков
размер этой черепахи? Какого она цвета? Спокойная по виду, спящая
или активная? Наблюдаются ли еще какие-нибудь необычные признаки?
Я сам видел во сне черепах до пятидесяти метров в диаметре, правда,
видел и маленьких величиной в несколько дюймов. Но маленькая черепаха
оказалась способной подпрыгнуть на три фута (приблизительно около
метра,- В.З.) вверх и проглотить одним глотком довольно большой кусок
ростбифа. Черепаха -- это не просто черепаха!
Амплификация образов
Амплификация образа сновидения аналогична "счистке" трех
слоев комплекса.В
первом обнаруживаются личные ассоциации - где данный образ появился
в жизни пациента, что он думает об этом образе, как он его чувствует,
ощущает и т. д. Эти ассоциации обнаруживают природу комплекса, как
он развивался вокруг архетипической сердцевины. Например, во сне может
появиться человек, знакомый сновидцу, и здесь встает вопрос: должен
ли этот образ сна рассматриваться объективно (относиться к реальному
лицу во внешнем мире) или же субъективно (использование другого лица
для персонификации какой-либо части собственной психики сновидца).
Практически, знакомые люди, места или события вполне вероятно "заносят"
в сон объективный смысл, но они могут также относиться к интрапсихическим
реалиям сновидца, в особенности когда они сопровождаются сильным эмоциональным
настроем. Разумеется, резонно всегда иметь в виду обе возможности,
но в клинической работе со снами с позиций юнгианского подхода акцент
всегда делается на интрапсихическую значимость образов сна.
"Средний слой" комплекса содержит образы более культурного
порядка или трансперсональные, такие как правило красного сигнала
светофора, означающего СТОП; белый цвет брачного наряда; Президента,
олицетворяющего управляющий центр в государстве, и т. д. Культурные
амплификации зачастую известны сновидцу на сознательном уровне, но
могут оказаться не упоминаемыми спонтанно. Если сновидец выражает
согласие в случае предложенной ему аналитиком возможной культурной
амплификации, то ее можно с уверенностью рассматривать, как потенциальную
составляющую комплекса, обусловившего данный образ сновидения.
Третий, архетипический, уровень амплификации характеризует юнгианское
дополнение в общее пространство толкования сновидений. Архетипы сами
по себе невидимы и являются попросту некоей тенденцией структурировать
опыт определенным образом. Любой образ, структурированный архетипом,
становится образом этого архетипа (хотя всегда передающий меньше,
чем целокупная потенциальность архетипа). Архетипические образы в
сновидениях часто не распознаются, потому что: 1) аналитик может быть
не осведомлен о мифологическом или архетипическом значении определенного
мотива; и 2) поскольку любой повторяющийся человеческий опыт может
быть архетипическим, многие архетипические элементы слишком "намозолили
глаза", чтобы привлекать к себе внимание.
Архетипические образы - это те образы, которые утвердили
свою значимость на достаточно большом количестве людей в течение достаточно
длительного времени, чтобы стать общепринятой частью большой символической
системы - часто изображаемые в фольклоре, запечатленные в сказке,
мифе или религиозной системе, архаические или продолжающие жить и
сейчас. Психика многих людей способна "отфильтровывать"
архетипический образ.
В клиническом сеттинге (лечебном процессе) вовсе не обязательно, по
моему мнению, делать интерпретации на архетипическом уровне, чтобы
провести доброкачественное толкование сновидения. Правда, встречаются
случаи, когда архетипическая интерпретация гораздо более значима,
чем толкование на индивидуальном уровне. Распознание архетипических
образов, неизвестных сознательному разуму сновидца, может приоткрыть
важное теоретическое окно в глубины природы психического и обеспечить
более здоровую перспективу в наших личных каждодневных драмах.
Контекст сновидения
Сновидение следует "прочитывать" в контексте текущей жизни
сновидца. Юнг чувствовал, что сновидения наиболее часто оказывались
компенсаторами сознательной позиции это, предлагая точку зрения (часто
более содержательную), противоположную установке господствующей эго-идентичности.
Эго всегда обладает ограниченным взглядом на реальность, в то время
как сон проявляет тенденцию к увеличению эго (хотя фактическое увеличение
может временно потребовать более узкого или более сфокусированного
информирования). Помещение сна в контекст жизни сновидца вовсе не
поддерживает облегченное "прочтение" или получение "ключа"
к пониманию будущего действия. Точно также, принимая сон в качестве
подтверждения текущей сознательной позиции сновидца, очень легко в
большинстве случаев упустить компенсаторную информацию, которую содержит
сновидение. Существует общее правило: если вы уже знаете, что - как
вам кажется,- говорит сон, то вы упустили его значение.
Когда толкование сновидений делается установившейся практикой в психотерапии,
контекст на протяжении серии снов также развивается, и появляется
возможность увязывать образ в текущем сновидении с аналогичным образом
в сновидениях предшествующих. Связанные, но различные образы могут
рассматриваться как разные виды того же самого комплекса, часто принося
дополнительные подсказки к выявлению смыслов, лежащих в их основе.
Существуют и другие "заповеди" в толковании сновидений,
но эти три вышеописанных базовых направления составляют саму суть.
Последующие разборы специфических примеров снов наряду с собственным
опытом аналитика или врача будут способствовать пониманию того, как
эти принципы применимы в реальной практике. Некоторые сновидения весьма
легко укладываются в классическую драматическую структуру - ситуация,
проблема и осложнение, кульминация и результат. В таких сновидениях
часто возможно проследить неожиданные связи между сценами,- когда
последующая сцена имеет своей, в некотором смысле, "причиной"
действие это сновидения в сцене предшествующей. Это особенно важно
при наблюдении активности (или ее недостатке) эго сновидения, часто
предлагающего непосредственные параллели в бодрствующей жизни. В общем,
активность сновидения, имеющая место без участия эго сновидения (или
с участием эго сновидения в качестве внешнего пассивного наблюдателя),
также имеет отношение к "внешнему" - то есть бессознательному
- в бодрствующей жизни сновидца. Другие принципы мы обсудим в последующих
главах.
Глава 4
Сновидения как диагностический инструментарий
Первоначальные сновидения в анализе
На этапе предварительной работы с будущим анализандом его сны могут
дать информацию как для диагноза, так и для прогноза. Хотя толкование
сновидений никак не может заменить обстоятельное клиническое интервью
и обследование умственного статуса, сны могут оказать существенную
помощь в том случае, когда они объединены соответствующим образом
с другим клиническим материалом.
Соответствующий опрос по поводу недавних или значимых снов вполне
уместен в первом интервью; здесь важны любые вопросы, позволяющие
пронаблюдать за интеллектуальной деятельностью пациента: поток мысли,
способность к абстрагированию, ориентация во времени, месте и ситуации;
оперативная и долговременная память; суждения в реальной и гипотетической
ситуации; уровень, согласованность и тип аффективной реакции-ответа
(response); и такой факультативный, но интересный аспект умственной
деятельности, как понимание пословиц. Новые пациенты зачастую оказываются
польщенными, когда их спрашивают о снах, так как в расхожем мнении
толкование сновидений считается естественной частью психоаналитической
практики (психоанализа вообще, а не просто фрейдовского психоанализа).
В повседневной жизни обычно публика весьма живо интересуется значением
снов, и порой не всякий глубинный психолог способен удовлетворить
этот интерес.
Недавние сны, в особенности приснившиеся после первого интервью, могут
выявить некоторые стороны текущей бессознательной деятельности пациента.
Сновидения, появившиеся на начальном этапе анализа, иногда указывают
на долгосрочный исход представляемой проблемы. Человек с застарелой
привычкой носить одежду лиц противоположного пола (cross-dressing),
например, в начале анализа видел сон, в котором он был одет в женскую
одежду, шел через стоянку автомобилей, направляясь в отель, когда
вдруг одежда соскользнула с него, от чего он, впрочем, даже и не встревожился.
Это послужило предзнаменованием успешного лечения трансвестизма (не
содержавшего элементов гомосексуализма) в пределах сравнительно короткого
периода терапии (разумеется, в процессе лечения наблюдались свои трудности
и кризисные периоды).
Другому мужчине с проблемами половой идентификации с самого начала
анализа приснились два сна, указавшие на фактическое решение его беспокойства.
Он вел себя и гомосексуальным и бисексуальным образом, но предпочитал
быть только гетеросексуальным. Его гомосексуальное поведение, равно
как и его беспокойство, и низкая самооценка, казались тесно связанными
с эдиповыми проблемами; выражаясь психодинамическим языком, он искал
мужской связи, чтобы компенсировать то, что, как он чувствовал, было
эмоциональным отсутствием отца. Его сны показали, что бессознательное
было готово усвоить проблему с помощью успешного умозаключения.
СОН I:
Я нахожусь в притоне (sex den) или пещере - каком-то логове, неряшливом
и неприятном. Я допиваю чье-то питье на ритуальный манер. Сцена меняется,
и я оказываюсь на высоком дереве с множеством ветвей. Я не могу слезть
с него. Вокруг меня присутствуют другие люди, играет радио. В конце
концов я понимаю, что никто мне не поможет, и я должен спрыгнуть сам.
Все же я зову на помощь, приходят двое мужчин и приставляют толстую
доску к тому месту на дереве, где я вишу.
СОН 2 (спустя две ночи):
Я с каким-то мужчиной в здании в Гонолулу. Мы проходим в цокольный
этаж к восточным баням и шлепаемся плашмя в разные бассейны. Затем
там мы усаживаемся в кресла с ремнями наподобие тех, что в самолете
или в Дисней-парке. Мой спутник знает, как пользоваться ремнями, а
я не прочел инструкцию. Тем не менее к концу нашей поездки с ремнями
я справился. По ходу движения кресла то погружались в воду, то выныривали
из нее.
В обоих этих снах можно увидеть мотив либо безопасного спуска на землю
(сон 1), либо получения безопасности к концу поездки (сон 2) без какого-либо
серьезного инцидента, хотя и с некоторым напряжением и беспокойством.
В первом сновидении помощь материализуется только тогда, когда эго
сновидения принимает ответственность и решает спрыгнуть вниз, поскольку
это кажется необходимым. Во втором сновидец не так всеведущ, как его
спутник, но тем не менее заканчивает поездку без приключений. Результат
в обоих сновидениях представляется "хорошим" в смысле консолидации
его мужской идентичности. Буквально через несколько недель у пациента
начался любовный роман с женщиной, и его гомосексуальные контакты
и мысли пошли на убыль; одновременно с этим он стал чувствовать себя
способным выразить более независимую позицию по отношению к своим
родителям.
Оба сновидения приведены здесь исключительно по причине их прогностического
значения, хотя очевидно, что существует и много других полезных ракурсов
их рассмотрения. Оказаться "на дереве", например, означает
в разговоре попасть в трудную ситуацию и содержит в себе отголоски
шаманистских ритуалов инициации, описывавшихся как помещение на дерево,
а на архетипическом уровне, указывающих на тему мирового дерева или
axis mundi - часто повторяющийся символ процесса центрирования в индивидуальной
психике.
Связанные образы в серии сновидений
Прогресс в разрушении невротического паттерна часто может сопровождаться
соответствующими сновидениями, растягиваясь далеко за пределы собственно
лечебного периода и продолжаясь месяцы, а иногда и годы. Женщина с
отмеченными нарушениями в ранней семейной жизни продемонстрировала
такие изменения. Будучи ребенком, она являлась принципиальным источником
эмоциональной поддержки отцу-алкоголику. Если она не пыталась позаботиться
о нем, то чувствовала вину. Ее мать была благовоспитанной, образованной
женщиной, поддерживавшей высокие стандарты знания для девочки, но
не давшей ей сколь-нибудь достаточной эмоциональной поддержки. Когда
она обратилась к психотерапевту за помощью по поводу своих проблем
в браке, то, в конце концов, решилась на развод, а впоследствии оказалась
в сексуальной связи со своим бывшим психотерапевтом, за которого затем
вышла замуж. И все это лишь для того, чтобы пережить повторение сексуальной
невосприимчивости, которую она чувствовала в первом браке. Попытки
полового контакта часто приводили ее в бешенство. Позже она предприняла
аналитическую терапию (по Юнгу). И в групповой психотерапии, и в индивидуальном
анализе она проявляла готовность помочь и интеллектуальную проницательность,
хотя стойкие психосоматические проблемы (всегда связанные с эмоциональными
факторами) вынуждали ее к частым госпитализациям.
Очень показательный инцидент произошел на одном из первых занятий
в групповой психотерапии: она, как обычно, демонстрировала свою готовность
помочь и проницательность относительно себя (схожую с ее связью с
отцом), но когда мужчина, член группы, отказался от ее помощи, она
взорвалась внезапным гневом, впервые показав свой подспудный гнев
(связанный с ее депрессией). Примерно в это же время ей приснилось:
Собака-сука с двумя подрастающими щенками, повисшими на ее сосках,
тащится по улице. Один из щенков оторвался от матери и попал под автомобиль.
Щенок взорвался наподобие бомбы.
Этот поразительный образ взрывающегося щенка стал символом проблемы
ее зависимости и связанного с ней бессознательного гнева. Многие ситуации
в бодрствующей жизни могут быть связаны с ее бессознательной идентификацией
либо с самим лицом, истощившим свою заботу о других (жертвующая собой
мать), либо со вспышкой гнева, накопившегося в результате ее собственной
зависимости (взрывающийся щенок) - поскольку в любом случае потребности
зависимости никогда полностью не удовлетворимы и потому они не позволяли
ей достичь собственной взрослой зрелости и независимости.
После второго развода она продолжала свой анализ, но некоторое время
избегала любых личных контактов с мужчинами. Как раз в этот период
ей снился сон:
Я нахожусь в египетском помещении, напоминающем одно из тех, которые
есть в пирамидах. На возвышении - алтаре или погребальном постаменте
- находится египетская принцесса-роженица, она собирается рожать.
В основании возвышения меня насилует некто [фигура отца], который
удерживает меня, тогда как я порываюсь вырваться. Я надеюсь, что женщина
родит и тогда придет ее муж, он увидит совершающееся насилие и спасет
меня.
Из этого сна становилось ясно, что отцовский комплекс в ее психологии
был гораздо более активным, нежели конфликтная взаимосвязь с матерью.
Сон также показывал возможность новой жизни (предстоящее рождение),
предлагая изменение, инициируемое не эго, а тем, что потенциально
могло привести к спасению сновидца от бессознательного паттерна, символизируемого
во сне инцестом с отцом.
Знаменательно, что вскоре после этого сна женщина вступила в сексуальную
связь с мужчиной, чья жена участвовала в сновидении в роли египетской
принцессы,- несомненная проекция внутреннего спасителя сновидицы на
реального мужчину. После краткого периода счастья, их отношения закончились,
и она погрузилась в глубокую депрессию, которая - как она знала -
была не совсем связана с внешней "ситуацией треугольника".
Через какое-то время ей приснилось:
Я преподношу своей матери подарок, и мать реагирует также, как она
всегда это делала в реальности - все, что бы я ни преподносила ей,
она не любила. Я никогда не могла сделать ей приятное. И тут я поняла,
почему ей не было приятно - она была мертвой! Рядом присутствовал
доктор из одной мыльной оперы; я видела всю ситуацию такой, какой
она была в моем первом замужестве, когда мои дети были маленькие.
А доктор был хороший и заботливый.
Хотя, казалось, этот сон указывает на новый уровень осознанности,
связанный со "смертью" материнского комплекса, в клинической
депрессии этой женщины мало что изменилось. Она боролась с мыслью
переехать в другой город подальше от этого мужчины, который все еще
терзал ее мысли. В это время ей приснилось то, что указывало на поворотный
пункт в ее неврозе. Накануне она пребывала в жесточайшей депрессии,
страдая также и от своих психосоматических проблем. На следующее утро,
как она описывает, ее состояние было "гипоманиакальным",
и одновременно она чувствовала себя счастливой и (что самое важное)
не ощущала никакого психосоматического дискомфорта, обычно ее мучившего.
Вот этот сон:
Я в комнате со своей матерью [которая в предыдущем сне была мертвой,
и была умершей в действительности]. Я умоляю какого-то мужчину совокупиться
со мной. Он не слишком этого желает, но соглашается, потому что, как
он говорит: "Это в последний раз". Сцена меняется, и я вижу
лужу крови с чем-то, что находится в ней: то ли мертвым ребенком,
то ли мертвой собакой. Зрелище ужасное, но отчасти все правильно,
поскольку все это умерло в любом случае.
Ее просьба к мужчине о совокуплении указывает на предыдущее нераспознанное
желание, которое было пережито только в виде изнасилования. Ее ассоциация
с "ребенком или собакой" относима к предшествующему сну
о взорвавшемся щенке. Ощущение, что отцовский комплекс, лежащий в
основе ее невротических проблем, исчез, отразилось в словах мужчины
во сне: "Это в последний раз". Резкое исчезновение докучавших
ей психосоматических симптомов подкрепляет толкование сна, указывая
на реальное изменение в паттерне комплексов, паттерне объект-отношения,
по всей видимости, являющемся схемой двух ее основных невротических
идентификаций: либо попечителя, либо (как здесь) того, кто чувствует
зависимость от других. Присутствие матери предполагает участие и материнского
комплекса, но эта проблема активным фокусом сновидения не является,
так как она не в фокусе и в сновидении о египетской принцессе. Есть
ощущение, что смерть "ребенка или собаки" связана с "последним
разом", как если бы это была собака, ассоциируемая с взорвавшимся
щенком, который представляет проблему ее зависимости..
Неопределенность того, относится ли совершающееся к ребенку (который
может обозначать смерть реальных человеческих возможностей) или к
собаке (предполагающее жертву животного инстинкта, который позже мог
бы появиться вновь в человеческой форме), разрешилась, по всей вероятности,
сном, который приснился ей в следующую ночь:
Два предмета снились мне всю ночь таким образом, будто они то входили,
то выходили из моего поля зрения. Один был мертвым раздавленным тараканом
с множеством ног вокруг своего плоского тела. [Похожий рисунок она
видела у одного ребенка, изображавшего солнечный круг с множеством
лучей вокруг]. Другой, рядом с тараканом, был мертвой мышью, аккуратно
завернутой в маленькое одеяло. У мыши были большие голубые проникновенные
глаза, почти как у человека.
Ассоциация с тараканом принадлежит к одной из самых отвратительных
вещей в мире: "огромному хоустонскому таракану". Женщина
заметила, что рисунок содержал "избыток ног". Форма таракана
напомнила ей историю о "сказочной собаке", очень популярную
в бытность ее подростком (когда было много тесного общения с отцом).
Она помнила книжку с картинкой собаки на своей кровати, где собачья
"шерсть" торчала радиально наподобие тараканьих ног. Эти
и другие образные ассоциации сна дают основание считать, что в предшествующем
сне скорее была мертвая собака, а не ребенок. Основания к этому такие:
если ее психическое связано с теми же самыми констеллированными комплексами
в обоих снах, то показанное мертвым в одном сне, может быть показано
мертвым и в другом, хотя само изменение в образной структуре выражает
нюансы комплекса, представленного различными образами; поскольку "мертвые
вещи" во втором сне явно не относятся к человеческому (хотя мышь
имеет глаза, напоминающие человеческие), то вероятно предположение,
что предшествующий сон изобразил скорее смерть собаки, а не смерть
человеческого потенциала, символизируемого мертвым ребенком.
Эта серия снов иллюстрирует ряд важных моментов в клиническом толковании
сновидений. Первый, последовательность связанных образов сновидения,
позволяет ощутить прогностическое улучшение, равно как и дать понимание
образов, которые в противном случае могли бы остаться двусмысленными
или не ясными вообще. Второй, образы в серии сновидений, похожи, но
не идентичны, - "собака", "ребенок или собака",
раздавленный "таракан" и "мертвая мышь" - показывая,
что различные образы могут репрезентировать один и тот же комплекс,
лежащий в их основе. (Фактически, мертвая мышь с человекоподобными
глазами может также ассоциироваться с более ранним сном, в котором
эго сновидения приготовило "большую рыбу с человеческими глазами";
здесь налицо евхаристические коннотации, предполагающие самопожертвование
при осуществлении помощи другим).
Третий, изменение в природе или характер сновидений, совпадает с увеличением
активности со стороны эго сновидения. Кажется очевидным, что, хотя
и не оставаясь неизменным (каковым не является и любое "правило"
в толковании сновидений), это разрешение констеллированных структур
сновидения часто сопровождает действие эго сновидения, даже если само
"действие" во сне является простым изменением в установке,
не говоря уже о физической деятельности. Четвертый - серия снов иллюстрирует,
каким образом эго сновидения становится прогрессивно более вовлеченным
в структуру невротического комплекса, изображенного в сновидениях:
в сне со взрывающимся щенком эго сновидения - просто пассивный наблюдатель;
во сне с египетской принцессой эго сновидения стремится действовать,
но не может; в сновидении с просьбой к мужчине о совокуплении, эго
сновидения, наконец, становится активным. Может ли это быть той активностью,
которая "вынуждает" мужчину заявить, что "это в последний
раз" и "приводит" к смерти таракана и мыши? (Здесь
попросту встает вопрос о причине и следствии в сновидениях, поскольку
определенных ответов на этот счет пока нет). Обширная серия снов этой
женщины (из которой представленные здесь выбраны чисто интуитивно)
наилучшим образом смотрится как репрезентация устойчивой структуры
комплексов сексуализированной формы господства - подчинения. Эго сновидения
(и бодрствующее эго) в зависимости от момента идентифицируется то
с одним, то с другим полюсом паттерна. По мере того, как эта серия
двигалась в направлении основного клинического улучшения, она закончилась
не на каком-то витке колебаний между полюсами данного паттерна, а
"смертью" самого паттерна, что, психологически, указывало
на депотенциацию комплекса, лежащего в его основе.
Дифференциальная диагностика
Самые первые сны могут помочь в дифференциации различных диагнозов,
таких как невроз беспокойства или депрессивный невроз. Сновидения
также могут быть полезными в определении различий между неврозами,
психозами и характерологическими или органическими проблемами, каждый
из которых может быть представлен с взаимоперекрывающей симптоматологией.
Диагностические термины в различных диагностических системах устанавливаются
по-разному, но основные клинические синдромы остаются относительно
неизменными. Основные невротические паттерны представлены в виде смеси
беспокойства и депрессии с различной степенью диссоциации.
Депрессия
Хотя и существует много теорий депрессии, расположенных в
ряд от психогенетических до органических, общепризнанным является
то, что психогенетическая депрессия отчасти связана с гневом, не получающим
своего достаточного выражения в сознании. Как правило, гнев возникает
в отношении к какому-то лицу во внешнем окружении, либо к настоящему
или будущему; во вторичном своем проявлении он направлен на сам эго-образ,
находя свое выражение в депрессии. Такая классическая психологическая
динамика часто с непривычной ясностью проявляется в сновидениях и
может служить в качестве диагностического индикатора.
То, что бодрствующее эго способно переживать как депрессию, вероятней
всего проявится во сне как агрессия в отношении эго сновидения со
стороны другой фигуры. В случае женщины, чьи сны обсуждались в предыдущем
разделе, депрессия стала возрастать, когда она выступала в роли сексуального
агрессора в сновидении с мертвым предметом - "собакой или ребенком",-
но во сне с египетской принцессой (когда она все еще пребывала в депрессии)
эта женщина плотно удерживалась в нежелательном сексуальном объятии
со стороны агрессивной фигуры, напоминавшей ее отца.
Другая женщина, вполне сознательно пережившая смесь гнева и депрессии,
вызванную связью ее мужа с другой женщиной, видела сны, в которых
ощущала угрозу от различных насекомых и пресмыкающихся, но по мере
того, как она становилась более спокойной и уверенней в своем отношении
к внешней ситуации, ее депрессия начинала возрастать. Это изменение
могло сопровождать изменения в сновидениях. В одном из более ранних
снов она находилась ночью одна в пустыне, окруженная кактусами и скорпионами,
боясь пошевелиться; во сне, несколько недель спустя, она прогуливалась
по пешеходной дорожке в студенческом городке (что-то изучая?), в котором
вокруг - кроме самой дорожки - кишмя кишели ядовитые змеи, но там
уже были и другие люди, и вовсю сиял день, а не царила непроглядная
ночь. Агрессивные, не человеческие "элементы" в начальных
снах можно рассматривать как ее собственную невыраженную агрессию,
указывающую на необходимость утверждения ее подлинных чувств. Как
только она это осуществила, образы ее сновидений стали менее угрожающими.
Беспокойство (тревоги)
Классические тревожные сны можно наблюдать у многих пациентов. Существуют
три основных типа, заслуживающих упоминания: 1) сны о неготовности
к экзамену; 2) сны с преследованием угрожающими субъектами или другими
существами; 3) сны, несущие физическую опасность для эго сновидения,
такие как падение или угроза от природных событий - землетрясения,
цунами, лесные пожары и т. д.- где непосредственного угрожающего мотива
против эго сновидения нет. Тревога или беспокойство могут, разумеется,
принимать в сновидениях множество других форм, но эти три паттерна
повторяются особенно часто.
Экзаменационные сны имеют типичную форму. Эго сновидения осознает,
что наступает время экзамена, обычно последнего экзамена в колледже
или в университете; по каким-то причинам сновидец к экзамену не готов,-
то ли он не подготовился, то ли не посещал занятия - или не знает,
где будет проводиться сам экзамен. Эго сновидения может также опоздать
на экзамен. Такие сновидения более структурированы (и более часты
в моем опыте), чем примитивные сны о падении или преследовании. Поскольку
экзамены представляют оценку коллективных стандартов, они указывают
на персону-беспокойство - беспокойство по поводу того, как он выглядит
в глазах других людей, или страх не уложиться в норму социальной роли:
"Хороший ли он музыкант?", "Может ли он хорошо выполнить
свою работу?" и т. д.
Сны-преследования обозначают беспокойство более примитивного свойства,
но и они не настолько неструктурированы, как сны о падении или сны
о природной катастрофе, такой, как землетрясение, или о конце света.
Тут важно отметить, что преследует эго сновидения. Это человек (мужчина
иди женщина)? Животное, монстр или "космический пришелец"?
Преследуется ли эго сновидения одним "предметом" или коллективом,
таким как толпа?
Иногда происходят весьма явные изменения у человека или предмета,
которые преследуют. Вначале он может выглядеть пугающим, но по мере
его приближения никаких знаков агрессии, оправдывающих страх, переживаемый
эго сновидения, не возникает. Один мужчина видел во сне большое чудовище,
выходящее из темноты в направлении эго сновидения, которое стояло
в круге света от уличного фонаря. Но когда "монстр" приблизился
к свету, он оказался не чем иным, как мышью. Возможно, в темноте она
и была монстром, но изменилась, входя в "свет" сознания,
окружающего эго сновидения. Комплексы, связанные с эго (сна или бодрствования),
ведут себя иначе, чем комплексы с эго не связанные, а потому бессознательные.
Одной женщине приснилось, что когда она открыла спускную заглушку
в своей ванной, оттуда вылез злой крокодил. Он преследовал ее по всему
дому, но когда ей удалось открыть входную дверь и выпроводить его
наружу с помощью швабры, то в солнечном свете (сознание) он превратился
в дружелюбного щенка. Другая женщина увидела во сне, что она открыла
оконные жалюзи и обнаружила там большого паука, полностью закрывавшего
вид из окна, который привел ее эго сновидения в полнейший ужас.
Паук стал медленно двигаться и спустился вниз, а затем перебрался
в передний дворик (другой символ сознания), где совершенно изменился,
превратившись в щенка, приветливого и игривого.
Трансформация пугающих образов сновидения весьма близка тому, что
обычно происходит в сказках: лягушка становится принцессой, зверь
- красивым молодым человеком, и т. д. Подобные трансформации, в особенности
те, в которых животное или вещь превращаются в человека, по всей видимости,
изображают "желание" бессознательных содержаний стать сознательными
и участвовать в жизни это; в сновидениях такое случается как преобразование
их примитивной природы (сущности) и движение в сторону человеческой
сферы.
Ужасающий неведомый "объект", преследующий эго сновидения,
может быть угрожающим для него, но не для самого процесса индивидуации,
в который это эго встроено. Исследовать сновидение - значит понять,
есть ли какой-нибудь явный признак того, что преследующий "объект"
действительно пытается навредить эго сновидения. Он может и просто
представлять бессознательный аспект сновидца, пытающийся наладить
контакт с эго, хотя этот "аспект" и может стать более агрессивным
и пугающим, если эго сновидения сопротивляется такому контакту. Следует
помнить, что содержания или свойства тени почти всегда являются господствующему
эго-образу в виде суровых угроз, даже и потенциально ценных для эго
на следующей стадии индивидуации.
Например, женщине, которая многие годы работала со своим сильным негативным
материнским комплексом, приснилось:
Я сплю в своей постели, но кажется, что я нахожусь в более старом
доме, построенном в двадцатые или тридцатые годы. Я слышу громкий
стук в переднюю дверь и пугаюсь, потому что мой муж отсутствует в
городе, и я нахожусь одна с детьми. Я сознаю, что должна подняться
и выйти посмотреть, кто бы это мог быть. Я вижу свет фонаря на заднем
крыльце, и это меня снова очень пугает. Я нажимаю "кнопку тревоги"
в системе охранной сигнализации и раздается сигнал тревоги - но тут
же все замолкает. Перерезана линия электропроводки? Громкий стук появляется
снова, и я знаю, что нужно посмотреть, кто там у двери. Мне страшно,
но когда я подхожу к передней двери, то выясняю, что это полиция.
Они пришли сказать мне, что произошла авиационная катастрофа с самолетом,
на котором улетел мой муж. Возможно, что никого в живых не осталось.
Я чувствую, как сильно я его любила и как я переживаю за него.
Объект, пытавшийся проникнуть в ее дом, был пугающим, и ей казалось,
что он пытался причинить ей вред. Но вместо этого, когда конфронтация
в сновидении актуализировалась, она принесла в спящее сознание компенсаторное
чувство любви к мужу и переживания за его жизнь,- знак того, что она
отчасти не осознавала глубину своих чувств к нему. Она проснулась,
понимая, что он спит рядом с ней в кровати, но воздействие сна было
настолько глубоким, что она несколько минут не могла притронуться
к нему, сомневаясь, в страхе, что его может там не быть. Ощутимое
воздействие сна продолжалось еще несколько часов, и его прояснившееся
значение привело к глубокому сдвигу в ее осознании подлинной любви
к своему мужу, которого она принимала как нечто само собой разумеющееся
среди своих невротических забот.
Физическая опасность для эго сновидения, конечно, неопасна для бодрствующего
эго, исключая, разве что эмоции, вызванные таким сном, способные вызвать
напряжение в сердечно-сосудистой системе в процессе самого физиологического
сна. Наиболее широко распространенный тип тревожного сна, связанный
с реальной физической опасностью для эго сновидения, представляет
сновидение с падением. По всей видимости, нет никаких реальных оснований
следовать народному поверью, что, если в таком сне сновидец "ударится
о дно", то наступит реальная физическая смерть. Редко, но бывает,
что человек во сне завершает падение ударом о землю, но если сон продолжается,
то обычно происходит некоторый сдвиг в ситуации или в состоянии эго
сновидения; последнее может обнаружить себя невредимым или увидеть,
что падение было незначительным, скажем, около метра, или эго сновидения
может быть "мертвым" во сне, но при этом видеть свое тело
и т. д.
Наиболее общая концовка в таких сновидениях - во время "падения"
эго сновидения "всплывает на поверхность", оказываясь бодрствующей
эго-идентичностью. Такое смещение эго сновидения в бодрствующее эго
- частый исход или лизис (lysis) сновидений, и необходимо отмечать,
когда он возникает. Подобные пробуждения, по всей видимости, преждевременные
с точки зрения действия сна, могут рассматриваться как бегство от
беспокойства, но иногда они могут также нести и символическую нагрузку:
"Проснись, не проспи это!". Данное ощущение "пробуждения"
может казаться частью цели того сновидения, в котором женщина получила
сообщение от полиции, что ее муж может быть мертвым, и проснулась
во всевозрастающем понимании своих положительных чувств к нему.
Важно заглянуть за рамки простого присутствия физической опасности
для эго сновидения и произвести некоторую оценку (включая и клиническую)
ее значения (вариативного) в контексте всего сновидения. Мужчине приснилось,
что буквально на волосок от его тела пролетело копье, брошенное в
него; он, в свою очередь, кинул это копье обратно в бросавшего, "монгольского
всадника". Его намерением было умиротворить атаковавшего, но
своим действием он только воспламенил его гнев. Этот сон указывает
на не столь уж редкий мотив: эго сновидения стимулируется быть активным
в своих интересах. "Атакующая" фигура может рассматриваться,
как взыскующая более агрессивной ответной реакции от эго сновидения.
Тот же самый мотив представлен сновидением, в котором зловещая и злая
женская фигура бросила в эго сновидения трезубец; эго сновидения,
однако, размышляет, что эта зловещая женщина дала тем самым оружие,
чтобы противостоять ей, и использует его, освобождая несколько "мертвых"
животных, которые после этого возвращаются к жизни.
Агрессия против эго сновидения может, таким образом, служить и более
глубокой цели - процессу индивидуации, сосредоточенному на всем паттерне
личностного развития на протяжении всего жизненного пространства и
связанному с любым отдельным доминирующим эго-образом на любой отдельной
стадии жизни в свете своего поддерживающего течения. В силу процесса
индивидуации, с которым сновидения, по всей видимости, глубоко связаны,
действие в сновидении может выглядеть противостоящим эго сновидения,
в то время как его истинной целью является увеличение или трансформация
эго в отношении к Самости.
Сновидения о страшных природных катаклизмах, таких, как землетрясение,
показывают скорее фоновый сдвиг эго-состояния, нежели силу, направленную
против самого эго сновидения. Теоретически возможно, что такие сновидения,
на объективном уровне, могут представлять надвигающиеся изменения
в коллективной ситуации, что, скажем, обнаружил Юнг в снах, предзнаменовавших
первую мировую войну. Однако, это маловероятно, как указывал он сам
в своем интервью на Би-би-си с Джоном Фрименом, поскольку сегодня
каждый вполне осознанно представляет себе возможность мировых катаклизм
- природных или рукотворных; ясно; что подобные образы не компенсируют
коллективные сознательные надежды на мир и прогресс.
Сны о бедствиях и несчастьях скорее указывают на потенциально резкое
и, по всей вероятности, насильственное изменение в безмолвном фоне
эго-образа, обладающего господствующим сознанием. Они показывают потенциал
главного сдвига в структуре эго-образа. Такие изменения, в случае
терапевтического сдерживания. могут оказаться преобразующими- если
же их не сдерживать, они могут предвосхитить вспышку острой клинической
депрессии, беспокойства (тревоги) и даже психоза.
Психоз
При рассмотрении возможного диагноза шизофрении или другого психотического
процесса сны могут оказаться весьма полезными как в плане постановки
диагноза, так и в последующем отслеживании самой болезни. Иногда сны
оказываются полезными в установлении желательности применения лечебных
средств и препаратов или возможного использования других способов
поддержки и укрепления эго, таких как, скажем, госпитализация. Искусство
чтения снов в этом аспекте - задача не из легких, поскольку никогда
нет видимого ясною неизменно присутствующего индикатора. Такие указатели,
если и существуют, то часто оказываются контекстуальными каждому отдельному
сновидцу, составляют смысл в серии снов данного человека, но могут
быть обобщены лишь с большой натяжкой. В качестве самого индикатора
зачастую выступает не сновидческий мотив опасности для индивидуального
эго сновидения, а сама внешность того, что можно было бы назвать эксцентричностью
образа. Например, животное, прогуливающееся без кожи, или безумец,
угрожающий взорвать мир, могут указывать на потенциальное ухудшение
клинического состояния. Такие образы всегда должны быть уравновешены
относительно силы самого это. Психоз возникает, когда давление бессознательных
процессов подавляет и захватывает это; это может произойти вследствие
резкого колебания в бессознательном давлении или снижении привычного
тонуса либо силы эго вследствие чрезмерных стрессов или физических
факторов, таких как воздействие психоделических препаратов.
По всей видимости, существует необходимость в исследовании использования
образов сновидения для клинической оценки устойчивости эго и психотического
давления; изучение данной проблемы потребует внимательных сравнении
в хорошо определяемой группе с достаточно длительным сроком наблюдения.
Подобное исследование не может быть легким или дешевым, но оно могло
бы привнести многое в наше клиническое понимание психологического
воздействия антипсихотического лечения. Оно могло бы также дать некоторые
ответы на ключевые вопросы взаимодействия разум/мозг в связи с устойчивостью
личности.
Физические проблемы
Во всех смыслах, нелегкое дело ставить органические диагнозы, исходя
из материала сновидения, хотя существует множество поразительных примеров
таких прогнозов: сон о внутреннем "взрыве", предшествующий
кровотечению при аневризме аорты, появление персонажей в сновидении
с болезнью желчного пузыря до того, как эта болезнь оказалась обнаруженной
у сновидца, и т. д. Ретроспективно нетрудно видеть, что сны могут
указывать на органические проблемы, но прогностически, это весьма
нелегко из-за множества факторов, которые необходимо учитывать. В
норме сновидения фигурируют в форме, компенсирующей сознательную позицию
бодрствующего это. Они делают это, обслуживая процесс индивидуации,
интересы и цель которого могут быть не обязательно теми же самыми,
как у бодрствующего эго, так как индивидуация заботится прежде всего
о потенциальной целостности личности, а не о совершенстве какой-то
отдельной эго-конфигурации. Физическая болезнь может овладеть интересами
сознательного эго, но в одинаковой степени это не может затрагивать
Самость, инициатора сновидений.
Своим появлением сны проводят различие между личностью и телом, и
по всей видимости, эго сновидения скорее связано с личностью, нежели
с телесным началом. Когда показатели текущего физического состояния
представлены в сновидении, то вовсе не обязательно, чтобы они выглядели
как болезнь эго-образа в рамках сновидения; вероятнее всего, они предстанут
в ином воплощении, нежели эго сновидения, возможно, это будет образ,
воплощающий органическое тело - животное, собственная мать (производящий
источник физического тела) или какие-либо иные репрезентации органической
жизни.
Сновидения о смерти
Мотив смерти в сновидений является тесно связанным с вопросом представления
органической болезни. Видеть во сне, что ты (или кто-либо) умираешь
или даже что ты (или кто-либо) мертв - не такое уж редкое дело. Пациенты
вспоминают подобные сны с беспокойством и тревогой, высказывая опасение,
что сам сон указывает на приближение смерти. Но сны о смерти, по сути,
-сны о преобразовании эго-образа. Пока сознательное эго отождествляет
себя с отдельным эго-образом, все, что угрожает прочности и долговечности
этого отдельного эго-образа будет выглядеть как угроза физической
смерти, поскольку само эго столь же тесно отождествляет себя с образом
тела,- хотя весьма часто встречающийся мотив сновидения, обозрение
самого себя, взгляд на самого себя,- ясно указывает на разъединенность
эго сновидения и образа тела.
Смерть в сновидении весьма отлична от значения смерти в бодрствующем
состоянии. Образы сновидений - представители комплексов или архетипов.
Любое количество образов может ассоциироваться с тем же самым комплексом
или архетипом. Такие образы не "умирают". Один образ трансформируется
в другой,- превращение, которое часто совершается на протяжении целой
серии сновидений. Последовательность сновидений, рассмотренная выше
- включая "взрывающегося щенка", "собаку или ребенка"
и "мышь с человеческими глазами", - иллюстрирует постепенное
преобразование образа сновидения, растянутое во времени. Люди, действительно
приближающиеся к органической смерти, видят сны, которые, на удивление,
не отличаются от других снов, предвосхищающих некоторые значительные
перемены, подобно снам о путешествии или предстоящем браке. Такие
сны воодушевляют бодрствующее эго фокусироваться прежде всего на сознательных
интересах и обязательствах, нежели на приближающейся смерти физического
тела. Важно и то обстоятельство, что соответствующих наблюдений и
исследований в области умирания и сопутствующих этому сновидений крайне
мало, чтобы делать какие-либо определенные конкретные утверждения.
Однако кажется, что сновидения значительно меньше озабочены смертью
тела, чем процессом индивидуации, так что они рассматривают приближение
конца жизни в той же "оркестровке", что и другие основные
перемены в жизни. Может ли это означать, что индивидуальная личность
переживает свою физическую смерть? Означает ли это, что физическая
смерть несколько больше касается Самости, чем значимые перемены эго
в пределах жизненного пространства? Эти вопросы достаточно серьезны
для науки в целом и для парапсихологии и глубинной психологии в частности.
Основные тезисы для запоминания
1. Одни и те же комплексы могут персонифицироваться целым набором
разных образов.
2. Просматривая серию сновидений и ища связную и изменяющуюся структуру
внутри нее, можно интуитивно отметить:
а) изменение нюансов комплекса в связи с другими комплексами в том
же самом паттерне идентичности и
б) прогностическое улучшение (или ухудшение) паттерна идентичности,
такого как паттерн господства - подчинения.
3. Сновидения в начале анализа могут указывать как на диагностический,
так и на прогностический элементы, рассматриваемые в первичной клинической
оценке.