9. Хагалаз. Мать рун, руна разрушения, руна Самайна - праздника мертвых. Сумерки, наступление Нави
"Ненавижу римлянина по имени Статус Кво. Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя - нет такого зверя на свете. А если есть, то он сродни обезьяне - ленивцу, которая висит день-деньской на дереве вниз головой. Тряхни дерево посильнее - пусть эта ленивая скотина треснется задницей об землю!" (Р. Бредбери).
Бальная туфелька
Бальная туфелька
была чудо как хороша. Она была такая гладкая, блестящая, да еще с маленькими
сверкающими бриллиантиками на носочке. Хозяйка очень любила ее и парочку,
и одевала их в самые ответственные свои выходы. Танцевалось в них удивительно
легко. И почти все любовались на чудесные туфельки. И завидовали хозяйке.
Туфельке это все очень и очень нравилось. Она купалась в лучах славы. И никак
не могла решить, кто из ее поклонников обожает ее больше всех. В таких размышлениях
проходило немало времени. На следующих балах оказывалось, что приходили и
другие, очень хорошенькие туфельки. Но наша - то все же была лучше большинства
из них. Кажется, она была родом из Франции, и с этим обстоятельством спорить
было решительно невозможно.
Прошло время, и туфелька как-то умудрилась попасть под дождь вместе со своей
парочкой. Краска с нее кое-где облупилась, и даже некоторые бриллиантики,
ее гордость, выпали, да и потерялись. Теперь хозяйка уже гораздо реже обувала
свои милые туфельки, у нее появились другие, может, не столь хорошего происхождения,
но новые и гладкие, и со всеми бриллиантами. "Что делать? - горевала
наша туфелька, - неужели все забудут меня раз и навсегда? Неужели я больше
никому не нужна?" И вот как-то хозяйкина маленькая дочка увидела ее.
Она издала восхищенный вопль, схватила туфельку и, конечно же, сразу влезла
в нее. Туфелька была самая настоящая, а, главное, на высоком каблучке, который
стучал так громко! Девочка чувствовала себя прекрасной принцессой. И сама
туфелька тоже стала в тот день королевой детского двора. Все складывалось
просто чудесно. Она по-прежнему прекрасна и пользуется всеобщим признанием.
Но дети существа непостоянные и не умеют беречь. Туфелька истерлась еще больше,
и даже каблучки не стучали уже так убедительно. Маленькая девочка выросла
и получила другие туфельки в подарок. А старые бросила в прихожей.
Однажды ее мама убирала вещи на зиму и задумалась над своими старенькими бальными
туфельками. Сколько можно их держать дома? Покрутила так и эдак - удобная
колодка, отличная кожа. И отнесла к знакомому мастеру, который убрал бриллиантики,
подрезал каблучок, и сделал туфельки на каждый день, которые хозяйка еще долго
с удовольствием носила. Хотя злые языки еще говорили по-другому, что туфельку
никто не переделал, а выкинули на помойку, где она стала королевой, сверкая
оставшимися бриллиантами. Как вам такая судьба?
***
Однажды наступает такой катастрофический день в жизни женщины (и ее туфельки),
когда уже никакие ухищрения не могут обмануть ее саму в том, что она все еще
молода и красива. В лучшем случае за спиной о ней говорят, что это женщина
со следами былой красоты, с прошлым. Нелегко пережить такую катастрофу после
светлого периода наслаждения жизнью. Это начало конца прошлой жизни, которую
уже не вернуть. Дщерь Петрова, Елизавета Петровна, в молодости была очень
хороша собой, а когда начала болеть и стариться, то это стало крушением ее
жизни, что не замедлило привести к концу. Екатерина (бывшая принцесса Фике)
говорила, что не видела еще женщины, столь сильно переживающую утрату молодости
и красоты. Такова Хагалаз. Она раз и навсегда разрушает прежнюю жизнь и ставит
человека перед необходимостью что-то делать с руинами прежней своей обители,
выстраивать свое отношение к жизни после катастрофической потери.
***
Ключевые слова:
град, разрушение, полный разрыв (Антон Платов).
Хагалаз - вторая из рун победы в войне, в которой не оказывается победителя,
но в которой оставшиеся в живых могут воспользоваться плодами отшумевшей грозы.
[…] Мифологически он может соответствовать крупнейшей катастрофе в истории
северных богов - Рагнарёку, сумеркам богов. Этот период связан с освобождением
Локи из плена. Можно найти немало соответствий с историей потопа в греческой
мифологии и библейскими историями о всемирном потопе. Во всех случаях сначала
был золотой век, в котором люди пребывали в невинности, не знали корысти и
предательства. Но затем погрязли в пороке, и даже древние боги и герои стали
совершать неправедные поступки, поклоняться золотому тельцу.
В греческой мифологии Зевс долго терпел неправедные поступки людей, их непокорность
богам, все возрастающую гордыню, и наслал на землю страшный ливень, во время
которого вода покрыла всю сушу, за исключением горы Парнас. Спасся только
один человек Девкалион и его жена Пирра. Девкалион был сыном Прометея. Мудрый
отец, провидя бедствие, научил сына сделать деревянный ящик, в котором они
с Пиррой скрылись во время потопа и девять дней и ночей носились по бурным
волнам. Волны вынесли их на вершину Парнаса, и они стали единственными выжившими.
Потом из камней по просьбе Девкалиона и Пирры и воле богов появились и другие
люди.
В скандинавской мифологии есть немало эпизодов, рассказывающих о преддверии
Рагнарёка. В перебранке Локи, о которой мы уже узнали в главе о факторе трикстера,
коварный ас поносит богов, обвиняя их в постыдных прегрешениях, и никто из
богов не называет его лжецом. Его и не подвергли бы столь суровому наказанию,
если бы потом Локи не добавил, что это он стал причиной гибели светлого Бальдра.
Когда асы узнали об этом поступке Локи, гнев их был безграничен. Локи укрылся
в быстрой речке, приняв образ лосося, но боги его поймали сетью. Они связали
его кишками одного из сыновей, а второго превратили в волка, и Скади, богиня
зимней охоты, повесила над ним ядовитую змею, с зубов которой стекал на Локи
яд. Его жена, Сигюн, оберегала Локи от мучений и держала под змеей сосуд.
Когда сосуд наполнялся ядом, она выносила его вылить, и тогда яд попадал на
Локи, от чего он так страшно корчился, что начинались землетрясения.
В саге о Вольсунгах рассказывается о начале и конце доблестного рода богатырей,
ведущих свою родословную от самого Одина. Учителем последнего из Вольсунгов,
Сигурда, был карлик Регин. Однажды он рассказал своему юному ученику о золоте
и кольце Андвари, которые сторожил его брат Фафнир в образе дракона. Когда-то
это золото досталось их отцу в качестве выкупа за случайно убитого богами
Одином и Локи младшего из братьев, Отра в образе выдры. Локи (опять Локи)
тогда был послан добыть золото для уплаты выкупа, и он пошел к самому богатому
карлику Андвари. Тот жил в воде в образе щуки, и Локи удалось его поймать.
Локи потребовал за его жизнь все его золото, и карлик отдал ему огромную груду
сверкающего металла. Разгоревшиеся от жадности глаза Локи уловили маленькую
искорку под плавником Андвари. Он потребовал и это золото. Это было чудесное
кольцо Андвари, обладающее свойство умножать богатство. Тогда карлик в сердцах
проклял Локи и каждого, кто прикоснется к этому кольцу: он погибнет. Никому
не принесет счастья и удачи все его богатство, это золото. Потом к этому кольцу
прикасался и сам Один, пленившись его красотой, и отец Регина и Фафнира, и
потом Фафнир убил своего отца а сам, обратившись в дракона, теперь охраняет
его. В дальнейшем Регин уговаривает Сигурда отобрать сокровища у Фафнира,
и Сигурд из удальства делает его, убивает Фафнира, из любопытства берет Андваранаут,
кольцо Андвари, и, таким образом, приговаривает себя к смерти. Никому не принесло
счастья богатство подводного карлика, и разрушило множество судеб, погибли
доблестные роды Вольсунгов и Гьюкингов.
Смысл Хагалаз также передает Дионис, Лисий, разрушитель границ, творящий мистерии
безумия, рассыпающий по камешкам здание личности. Сможет ли потом посвященный
что-то заново строить? - не об этом думать Дионису.
Психологический смысл руны заключен в катастрофической эволюции - разрушении
старого, изжившего себя мира, что символизирует и дракон Нидхёгг, подгрызающий
корни древа Иггдрасиль. Это конец большой программы, это завершение миссии,
это сигнал бедствия: "спасайся, кто может!". Это встреча лицом к
лицу с миром мертвых, с призраком собственной смерти. Немногие способны пережить
широкоформатный катаклизм. В индивидуальной жизни человека подобная катастрофа
сопоставима с такими соматическими нарушениями, как массивный инфаркт или
инсульт, прободение язвы желудка, острый психоз с утратой целостности личности.
Тому, кто переживает подобное, уже нет дороги обратно. А что впереди, совершенно
неизвестно. Пока полный мрак. В психотерапевтических практиках Хагалаз сопоставима
с переживаниями человека на сеансе холотропного дыхания, когда он низвергается
в бездну своей Тьмы, пройдя через ломку мышечных блоков. Вот одно из таких
переживаний: "Все тело вытянулось в струну, затем устремилось стать дугой,
напряженной до предела и неистово содрогающейся. Ощущения в мышцах можно было
сравнить только с теми, которые дают 220 вольт, разрядившиеся в тебя из неисправного
утюга. "Вольтова дуга", - мелькнуло в сознании. И тут же быстро
добавилось: "Истерическая дуга". Возникла картина встречи и столкновения
противоположно заряженных сущностей, их последней битвы на радужном мосте
Биврест, последней вспышки вольфрамовой спирали, после чего остается тьма,
тишина и покой, сладостная погруженность в необычно теплую и матерински мягкую
землю". Пережигание старой спирали, старого кармического хвоста, безнадежно
устаревшей идентификации.
В возрастной периодизации Хагалаз - старость с ее последними испытаниями в
виде смерти одного за другим сверстников и друзей, одиночеством и неприкаянностью,
упадком сил, лишением света Яви, низвержение в мир Нави градом небесным. В
годичном календаре на период действия руны (примерно с 23 октября по 6 ноября)
приходится древний кельтский праздник мертвых Самайн (в современном мире Хэллоуин)
- 31 октября. Рядышком, 7 ноября - Великая Октябрьская Социалистическая революция.
Мантика и магия. Хагалаз - непереворачиваемая руна, действует одинаково в
любом положении. Она мать рун, занимает священное для скандинавов девятое
место в футарках, и является первой руной второго атта (восьмерки рун). Так
же, возможно, отражает прорыв сил Нави, подземных чудовищ, несущих смерть
и разрушение. Это одна из главных рун Вирда (судьбы). Не пройдя Нави, не достичь
и просветления Прави. Надо сказать, что она не столько сообщает об уже идущем
катастрофическом процессе, сколько терпеливо предупреждает о возможном его
наступлении. Нередко появление Хагалаз совпадает с уже имеющимся ухудшением
физического самочувствия, но если пока все хорошо, есть смысл задуматься,
какой процесс в вашей жизни может разрушиться. Это все равно произойдет, старое
рано или поздно должно уйти в небытие, и если вы поймете, с чем именно придется
расстаться - с какой программой или иллюзией, это будет подобно постройке
Ноева ковчега, в котором удастся спасти себя самого (свою самость) и лишь
самое необходимое. Все-таки это руна великого очищения, подобная радикальной
хирургической операции по полному удалению опухоли.
Некоторые рунологи используют руну как защиту от враждебных сил, в том числе
от сглаза, но другие более осторожны перед ее разрушительной и слепой силой,
и не трогают для волшбы. Достаточно вспомнить сюжет "Собаки Баскервилей",
где, казалось бы, прикормленное и прирученное чудовище губит в конце концов
своего хозяина, монстр Франкенштейна убивает своего создателя, ужаснувшегося
своему творению, любой, выпустивший джинна из древней бутылки, рискует в первую
очередь своей собственной жизнью. Изображение руны близко к алфавитному символу,
соответствующему русскому звуку "х", позволяет легко вспомнить и
о Хагалаз, Хель и Хеймдалле. А еще она напоминает мне позу человека, положившего
руку на сердце как бы в момент острой боли.