назад

Руны старшего Футарка

"Обрати глаза зрачками в душу... (В. Шекспир "Гамлет")

Футарк - система рунических символов, использовавшихся для мантики (гадания) и магии, это часть древней индоевропейской Традициии, носитель сакрального знания. Само слово "футарк" является аббревиатурой имен первых шести рун: Фе, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кано. Считается, что наиболее древний и традиционный рунический алфавит состоит из 24 рун. Его и назвали старшим футарком в отличие от младших, более поздних формаций, состоящих из 18, 33 и т.д. рун. До нашего времени дошло достаточно мало сведений о таинствах наших предков - очень разрозненные сведения о рунах. Не зря значение слова "руна" это тайна. Так же мало известно об элевсинских мистериях древних греков. Эти знания, по-видимому, были небезопасны, ими обладали и их хранили только мисты, посвященные. Сейчас представители как научного, так и интуитивного пути познания делают попытки реконструкции древней Традиции, т.к. становится ясно, что современный цивилизованный человек, потеряв почти все из наследия своих предков, не смог найти ему достойной замены в воспитании детей, своем мировоззрении, постижении смысла жизни. Я не думаю, что Традицию можно и нужно возрождать в ее первозданном виде, с сохранением в точности всех ритуалов и отвергая плоды последующих эпох. Но понять, что является сутью человека, закономерностью его развития, необходимо. Есть смысл взять все лучшее и необходимое из нашего прошлого, понять и развить Традицию. Все возвращается на круги своя, только на другом качественном уровне.
Двадцать четыре руны старшего Футарка отражают различные важнейшие грани нашего бытия, как и более пространные формы хранения информации - мифы о богах и героический эпос, а также - другие мантические системы, такие, как арканы Таро и Книга перемен И-цзын. Не могу удержаться от сравнения рунного круга с прекрасной диадемой из драгоценных камней - рун.
Рассказывая о рунах, я стремилась сохранить их традиционное значение, которое никак не может быть случайным. Т.о. отчасти эта работа носит исследовательский характер в рамках единства историко-культурного (в частности, мифологического), религиоведческого, и психологического подходов. Основой теоретического представления о рунах стали "Младшая Эдда" Снорри Стурлуссона, "Старшая Эдда", скандинавские саги, работы современных авторов - Эдреда Торссона, Фрейи Асвинн, Ральфа Блюма, Констанина Сельченка, Антона Платова, Галины Бедненко. С другой стороны здесь представлен и собственный опыт общения с рунами, постижения внутреннего круга магии. Опыт этот оформлен в частности в годичный рунический календарь, который, безусловно, может быть оспорен специалистами, но для меня он прояснил те аспекты рун, которые были непонятны раньше, при разорванном восприятии каждой из них. Когда я представила связную картину непрерывной череды периодов действия рун, в голове "сошлись файлы" по известному выражению моего любимого сатирика Михаила Задорнова. Рунный круг стал кругом судьбы, мифологемой жизни человека. Если выбрать за точку отсчета зимний солнцеворот, и расположить в этой точке мировое древо шаманских путешествий Иггдрасиль (руну Эйваз), а остальные руны - через каждые 2 недели в их классическом порядке, то возникает картина, которую я неторопливо опишу дальше. Интересны совпадения рунного (в этом варианте) и зодиакального (в представлении Найджела Пенника) кругов. В результате работы с руническим календарем возникло представление о руне рождения, что весьма напоминает астрологические аспекты рождения. Возник также образ рунного веера Великой Богини, представление об архетипе Начальной Бездны, как живородящей пустоты и растворяющей человека лавки "Нужных вещей". Обо всем этом пойдет дальше речь.
Для того, чтобы дальнейшее повествование стало вполне осмысленным, нужно обратиться к речам Сигрдривы из "Старшей Эдды" Снорри Стурлуссона и комментариям А. Платова к этим стихам в его книге "Магические искусства Древней Европы". Платов обращает внимание, что старший футарк был разбит на три атта по восемь рун, а Сигрдрива дает Сигурду восемь советов, которые вполне укладываются в специфику каждой группы.
Т.о. получается восемь рядов рун, один из которых не идентифицирован Сигрдривой, кроме того, что в речах сказано следующее:

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу,
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Первые две руны, Турисаз и Иса, являются защитными рунами, о функции Эваз также станет известно. Предположим, что этот ряд рун выполняет функцию защиты. В дальнейшем мы будем возвращаться к этим рядам и их смыслу.
Еще раз вернусь к самой теме. Почему мне кажется важной эта работа? Потому что древняя духовная Традиция вовсе не умерла, а существует в виде различных форм правополушарного, образного мышления людей, их потребности в связи с породившей их природой, персонифицированной в различных богах. Я думаю, что Традиция, во всяком случае, истинная, необходимая людям, похожа на супругу Зевса, Геру, которая время от времени заходила в чудесный источник и вновь обретала девственность. Поэтому в современной нам жизни я вижу много параллелей с древними традициями духовной жизни людей, их внутреннее сходство при внешней непохожести. Даже христианство, нещадно сражающееся с древними богами, не смогло уйти от проявлений магического мышления (причащение - вкушение тела и крови господа нашего есть обряд приобщения к таинствам и духовной силе). Это процесс, который определен не нами, а наше дело - найти свое место в происходящем.

назад

Сайт создан в системе uCoz