Руны старшего Футарка
"Обрати глаза зрачками в душу... (В. Шекспир "Гамлет")
Футарк
- система рунических символов, использовавшихся для мантики (гадания) и магии,
это часть древней индоевропейской Традициии, носитель сакрального знания. Само
слово "футарк" является аббревиатурой имен первых шести рун: Фе, Уруз,
Турисаз, Ансуз, Райдо, Кано. Считается, что наиболее древний и традиционный
рунический алфавит состоит из 24 рун. Его и назвали старшим футарком в отличие
от младших, более поздних формаций, состоящих из 18, 33 и т.д. рун. До нашего
времени дошло достаточно мало сведений о таинствах наших предков - очень разрозненные
сведения о рунах. Не зря значение слова "руна" это тайна. Так же мало
известно об элевсинских мистериях древних греков. Эти знания, по-видимому, были
небезопасны, ими обладали и их хранили только мисты, посвященные. Сейчас представители
как научного, так и интуитивного пути познания делают попытки реконструкции
древней Традиции, т.к. становится ясно, что современный цивилизованный человек,
потеряв почти все из наследия своих предков, не смог найти ему достойной замены
в воспитании детей, своем мировоззрении, постижении смысла жизни. Я не думаю,
что Традицию можно и нужно возрождать в ее первозданном виде, с сохранением
в точности всех ритуалов и отвергая плоды последующих эпох. Но понять, что является
сутью человека, закономерностью его развития, необходимо. Есть смысл взять все
лучшее и необходимое из нашего прошлого, понять и развить Традицию. Все возвращается
на круги своя, только на другом качественном уровне.
Двадцать четыре руны старшего Футарка отражают различные важнейшие грани нашего
бытия, как и более пространные формы хранения информации - мифы о богах и героический
эпос, а также - другие мантические системы, такие, как арканы Таро и Книга перемен
И-цзын. Не могу удержаться от сравнения рунного круга с прекрасной диадемой
из драгоценных камней - рун.
Рассказывая о рунах, я стремилась сохранить их традиционное значение, которое
никак не может быть случайным. Т.о. отчасти эта работа носит исследовательский
характер в рамках единства историко-культурного (в частности, мифологического),
религиоведческого, и психологического подходов. Основой теоретического представления
о рунах стали "Младшая Эдда" Снорри Стурлуссона, "Старшая Эдда",
скандинавские саги, работы современных авторов - Эдреда Торссона, Фрейи Асвинн,
Ральфа Блюма, Констанина Сельченка, Антона Платова, Галины Бедненко. С другой
стороны здесь представлен и собственный опыт общения с рунами, постижения внутреннего
круга магии. Опыт этот оформлен в частности в годичный рунический календарь,
который, безусловно, может быть оспорен специалистами, но для меня он прояснил
те аспекты рун, которые были непонятны раньше, при разорванном восприятии каждой
из них. Когда я представила связную картину непрерывной череды периодов действия
рун, в голове "сошлись файлы" по известному выражению моего любимого
сатирика Михаила Задорнова. Рунный круг стал кругом судьбы, мифологемой жизни
человека. Если выбрать за точку отсчета зимний солнцеворот, и расположить в
этой точке мировое древо шаманских путешествий Иггдрасиль (руну Эйваз), а остальные
руны - через каждые 2 недели в их классическом порядке, то возникает картина,
которую я неторопливо опишу дальше. Интересны совпадения рунного (в этом варианте)
и зодиакального (в представлении Найджела Пенника) кругов. В результате работы
с руническим календарем возникло представление о руне рождения, что весьма напоминает
астрологические аспекты рождения. Возник также образ рунного веера Великой Богини,
представление об архетипе Начальной Бездны, как живородящей пустоты и растворяющей
человека лавки "Нужных вещей". Обо всем этом пойдет дальше речь.
Для того, чтобы дальнейшее повествование стало вполне осмысленным, нужно обратиться
к речам Сигрдривы из "Старшей Эдды" Снорри Стурлуссона и комментариям
А. Платова к этим стихам в его книге "Магические искусства Древней Европы".
Платов обращает внимание, что старший футарк был разбит на три атта по восемь
рун, а Сигрдрива дает Сигурду восемь советов, которые вполне укладываются в
специфику каждой группы.
Т.о. получается
восемь рядов рун, один из которых не идентифицирован Сигрдривой, кроме того,
что в речах сказано следующее:
Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу,
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.
Первые две руны, Турисаз и Иса, являются защитными рунами, о функции Эваз также
станет известно. Предположим, что этот ряд рун выполняет функцию защиты. В дальнейшем
мы будем возвращаться к этим рядам и их смыслу.
Еще раз вернусь к самой теме. Почему мне кажется важной эта работа? Потому что
древняя духовная Традиция вовсе не умерла, а существует в виде различных форм
правополушарного, образного мышления людей, их потребности в связи с породившей
их природой, персонифицированной в различных богах. Я думаю, что Традиция, во
всяком случае, истинная, необходимая людям, похожа на супругу Зевса, Геру, которая
время от времени заходила в чудесный источник и вновь обретала девственность.
Поэтому в современной нам жизни я вижу много параллелей с древними традициями
духовной жизни людей, их внутреннее сходство при внешней непохожести. Даже христианство,
нещадно сражающееся с древними богами, не смогло уйти от проявлений магического
мышления (причащение - вкушение тела и крови господа нашего есть обряд приобщения
к таинствам и духовной силе). Это процесс, который определен не нами, а наше
дело - найти свое место в происходящем.