Три оси судьбы
"Для
традиционного восприятия мира характерно видеть во всем, что происходит вокруг,
результат действия неких божественных сил (т.е. собственно богов, reginn).
Следовательно, триадность самого бытия в традиционной картине мира должна
почитаться результатом триадности самих сил, богов".
(А. Платов "Магические искусства Древней Европы")
В этой главе я постараюсь прояснить возможные параллели
между смыслами рунного круга, мифологическими персонажами и теориями из области
культурологии и психологии.
В рунном круге очень заметно чередование сюжетов рождения, плодородия и мастерства
с сюжетами героической борьбы и жертвенности, а также - путешествий и познания
мира.
Мы уже видели сопоставление кастовой системы Ж. Дюмезиля и пантеонов богов-идоевропейцев.
Таким образом, мы увидели три оси сюжетов: ось плодородия и мастерства, ось
героической борьбы, ось путешествий между мирами, познания и мудрости. Это
будет нашей отправной точкой.
Кроме того, в мифологиях многих народов есть представление о трех божествах
судьбы - греческих мойрах, римских парках, скандинавских норнах. Первая из
них (у греков Клото, у скандинавов - Урд) вытягивает нить из кудели, вторая
(Лахезис и Верданди соответственно) накручивает пряжу на веретено, а третья
(Атропа и Скульд) обрезает нить жизни, когда приходит время. Клото и Урд (судьба)
символизируют изначальность, прирожденность, и это ось жизни, плодородия,
Лахезис и Верданди (становление) олицетворяют героический путь борьбы, а Атропа
и Скульд (долженствование) - духовную миссию человека и завершение его земного
пути.
Следующей параллелью по праву первенства и значимости станет представление
о шести архетипах К.Г. Юнга (отсылаю вас к книге "Душа и миф", в
которой есть работы К. Кериньи на эту же тему). Он писал о богине-Матери (ее
основные аспекты на оси плодородия), Предвечном Младенце, в котором силен
аспект рождения, а также героического посвящения, к которому он предуготован.
Дева-Кора - символ Жертвы, которая также находится на оси борьбы. Сенекс-старец
(мудрец) находится на оси путешествий и мудрости. Самость, как сущность, целостность
и гармония, также может быть отнесена к этой оси. Трикстер - плут и проказник,
взрыватель границ, похоже, имеет свои представительства на каждой оси, но
нигде долго не задерживается, побуждая человека к перемещениям в очередной
сюжет.
Далее предлагаю вашему вниманию работы С. Грофа о перинатальных матрицах рождения.
БПМ-1 (базовая перинатальная матрица) носит название матрицы рая и соответствует
внутриутробному развитию плода, защищенного теплой, мягкой и питательной маткой,
а также оси плодородия. БПМ-2 , матрица ада, соответствует периоду начала
схваток при закрытом еще зеве матки. Плод, вероятно, испытывает тогда адские
муки сжатия, тупика, безысходности. Это сюжет "кидалово", очень
специфический для Трикстера. БПМ-3 - матрица продвижения в родовых путях,
соответствует оси борьбы и героического преодоления. Тут уже видно направление
и смысл борьбы, появляется свет в конце пути. БПМ-4, матрица рождения, выхода
плода во внешний мир, соответствует оси путешествий между мирами.
Наконец, Л. Сонди (автор теории судьбоанализа и метода портретных выборов),
будучи врачом и изучая психически больных, выделил основные побуждения, свойственные
человеческой природе. Сразу оговорюсь, что он не смешивал их с инстинктами
и юнговскими архетипами? определяя для них свой собственный уровень психической
жизни (где-то между ними). Эти базовые побуждения соответствуют трем основным
большим психозам (в их крайнем выражении).
Первый из них - шизофрении (Я-побуждение, которое очень напоминает ось путешествий
между мирами, и точно - миры галлюцинирующего шизофреника недоступны для окружающих,
мы - здесь, а он - там).
Второй - эпилепсия, и ему соответствует пароксизмальное побуждение, представление
о библейских братьях Каине и Авеле, первый из которых во гневе убил второго.
Мифологическим героям (Геракл, Кухулин и др.) весьма присуща эта пароксизмальность
и пылкость, которая приводит их к победам, но и нередко подводит под социальное
осуждение и наказание.
Побуждение к контактам (маникально-депрессивный психоз) обозначает связанность
человека с его родителями, ребенка с маткой посредством пуповины, стремления
вернуться назад в лоно или искать новых животворных привязанностей, стремления
отцепиться от своей опоры (родиться).
Четвертое побуждение было названо Сонди сексуальным, оно состоит из векторов
нежности и эротической привязанности (Эрос, либидо Фрейда) и садо-мазохизма
(Мортидо, Танатос Фрейда). Т.о. первый вектор сексуального побуждения имеет
отношение к оси плодородия и жизни, а второй - к оси борьбы, жертвенности,
тирании и смерти.
Это предельно краткое и неполное изложение гипотезы культурально-психологических
соответствий в круге судьбы. Ее теоретическое и практическое значение может
выйти далеко за пределы рамок этого небольшого труда, посвященного рунам.
Скажу лишь о том, что верное представление о ведущем и актуальном сюжете человека
может существенно помочь в определении нашей воспитательной и терапевтической
тактики, особенно, в отношении ребенка. Например, с точки зрения гештальт-подхода
канва сюжета должна быть насыщена если не в реалистическом плане, то на символическом
непременно. В этом и был смысл древних ритуалов, оргий и праздников, в которых
высвобождались агрессивные, разрушительные составляющие части общего потенциала
человека, активизировалось его плодородное и творческое начало. На реалистическом
уровне Сонди говорил о рациональной профориентации, т.е. социализированном
применении доминирующих побуждений. Так, человек с сильными садистскими задатками
может быть в душе вампиром, а по профессии мясником (обратимся к сюжету С.
Лукьяненко "Ночной дозор"). Женщина с сильным контактным вектором
может привязывать к себе своих взрослых детей, нанося им вред, но может и
отдавать свою заботу тем, кто в ней действительно нуждается - брошенным малышам
в домах малютки. И так далее.
Важно также сказать о мифологических и сказочных персонажах и символах каждой
оси.
Для оси плодородия, творчества и жизни характерны образы океана или моря,
бочки (утробы), яйца, заключающего в себе жизнь и смерть Кащееву, яблони с
яблоками, скатерти-самобранки, рога изобилия, котла, искупавшись в котором,
можно стать добрым молодцем, коровы крошечки-Хаврошечки, чьи косточки прорастут
в яблоньку, печки, в которой прячутся дети в сказке "Гуси-лебеди"
и печки бабы Яги, в которой она перепекает по древнему обычаю нездоровых детей.
Сама Яга - по сведениям из русского фольклора - повитуха в родах, а не только
испытательный полигон для добрых молодцев. Иван-дурак и Емеля на печи, Буратино,
только что извлеченный из полена, Данила-мастер из сказок Бажова, Гефест и
Вулкан, кузнец скандинавских сказаний Вёлунд, финских - Ильмаринен. Мифологические
образы - уже знакомые нам Кибела, Ашторет, Рея, Юнона, Церера, Фрейя, Фрейр,
Пан, Дионис. Это, как ни странно, Кронос, поглощавший своей утробой новорожденных
детей Реи; они, только что явившиеся из одной утробы, вернулись в другую -
отцовскую, для того, чтобы пройдя ее, явиться все же на белый свет (а сказка
"Волк и семеро козлят - чем не аллюзия на эту тему?). Не лишен этих характеристик
и Зевс, проглотивший Метиду, беременную Афиной. Произвел на свет дочь он из
головы своей, как известно.
Для оси героической борьбы и смерти типичны боги войны и громовержцы - Зевс,
Арес, Юпитер, Марс, Тор, Тюр, Перун, герои - Геракл, Беовульф, Гильгамеш,
Кухулин, король Артур, Роланд, Святогор, с их атрибутами в виде копий, перунов,
мечей, которые почти всегда имеют собственные имена. Так, меч пророка Мухаммеда
имел название Зу-Л- Факар, Святогора - Меч-Кладенец, Зигфида - Бальмунг, короля
Артура - Экскалибур, Роланда - Дюрандаль, Беовульфа - Хрунтинг, копье Одина
- Гунгнир, молот Тора - Мьёлльнир и т.д. Все это оружие имело магическую силу
и самостоятельную биографию, нередко дожидаясь нового владельца после гибели
хозяина. Жертвы этой оси - их множество, начиная с Коры-Персефоны. Это младенец-Загрей,
убитый титанами, которому затем пришлось еще дважды перерождаться через лоно
Семелы и бедро Зевса, после чего уже на своих ногах он решительно покинул
ось борьбы ушел на ось плодородия. Это Прометей, прикованный к скале по приказу
Зевса за своеволие, Локи, наказанный богами Асгарда за свое жестокое коварство,
Бальдр, убитый слепым Хёдом по подстреканию Локи. Их символика - различные
признаки физической асимметрии - пустой рукав Тюра, кривой глаз Одина, костяная
нога бабы Яги, стигматы Иисуса. Это метка Нави. Это всевозможные чудовища,
которых побеждают герои - драконы, гарпии, горгона Медуза, Лернейская гидра,
Минотавр. Все они с человеческой точки зрения уроды, нелюди, чужаки, побочные
продукты эволюции или безответственной евгеники, подобные монстру Франкенштейна.
Доктор Франкенштейн из научного любопытства (похоти ума) создал существо,
которого полагал высшим достижением ума и прочих достоинств, но получилось
кошмарное создание, которого ужаснулся сам создатель. По сути дела жертва
обстоятельств, да еще отвергнутый миром, породившим его. В данном варианте
сюжета Жертва становится безжалостным Тираном, орудием собственной мести,
воплощением ненависти и смерти.
На оси путешествий духа и мудрости мы обнаруживаем различных путников, просто
наблюдающих мир, и мудрецов светлого и темного образов. Один, постигший тайну
рун на древе мира, Велес, Симаргл западных славян, развитые ипостаси-психопомпы
(проводники душ умерших в мир иной) Гермеса и Меркурия, Одиссей, человек по
имени Од у скандинавов, Локи, странствующий вместе с Тором в Утгард, троица
Деметра-Персефона-Геката, Хель, старичок-лесовичок, баба Яга, Снежная Королева.
Символы этой оси - крылатые сандалии Гермеса-Меркурия, крылатые башмаки Локи,
соколиное оперенье Фрейи, ковры-самолеты, сапоги-скороходы, ступа бабы Яги,
шапка-невидимка, гора, древо мира и колодцы, в которых герой проваливается
в следующее царство (как символы axis mundi - оси мира). Остаются также метки
Нави в виде физической асимметрии, т.е. мудрецами, как правило, становятся
бывшие жертвы.
Но вернемся к рунам. Ниже приведу таблицу вышеуказанных соответствий, включая
рунические (как они мне представляются). Вместе с тем содержание рун значительно
богаче, чем можно представить в мертвой схеме, их смысл текуч и переливчат
в сообщающихся сосудах рунного круга.
Параллели |
Ось
плодородия, творчества, жизни |
Ось
героической борьбы и смерти |
Ось
путешествий между мирами и мудрости |
Фактор
трансформаций и переходов между осями |
Касты
древнеиндийского общества |
Вайшья
- производители материальных ценностей |
Кшатрии
- воины |
Брахманы
- жрецы |
Шудра
- неприкасаемые |
Боги |
Кибела,
Ашторет, Рея, Юнона, Церера, Фрейя, Фрейр, Пан, Дионис, Кронос |
Зевс,
Арес, Юпитер, Марс, Тор, Тюр, Перун, Загрей, Персефона, Гадес (Тиран),
Прометей прикованный, Локи прикованный, Бальдр, Адонис, Аттис |
Один,
Велес, Симаргл, развитиые ипостаси Гермеса и Меркурия, Локи странствующий,
Деметра-Персефона-Геката, Хель |
Локи,
Гермес, Меркурий, Тот, Картикейя, Шива - разрушитель иллюзий |
Божества
судьбы |
Урд |
Верданди |
Скульд |
Вся
тройка |
Архетипы
К.Г. Юнга |
Великая
Богиня- Мать, Предвечный младенец, Анима и Анимус (как мужская и женская
сущности) |
Предвечный
Младенец с чертами Героя, Кора-Дева, Персона (Авель), Тень (Каин) |
Сенекс
и Самость |
Трикстер |
Мифологические
и сказочные персонажи |
Яга
- повитуха, Иван-дурак и Емеля на печи, Буратино в полене, Лягушка (еще
не Царевна), Данила-мастер, Гефест и Вулкан, Вёлунд, Ильмаринен |
Геракл,
Беовульф, Гильгамеш, Кухулин, король Артур, Роланд, Святогор, Буратино,
борец с Карабасом, Золушка, Гадкий Утенок |
Одиссей,
человек по имени Од (муж Фрейи), Лягушка-путешественница, Буратино,
ведущий друзей в театр, черепаха Тортилла |
Лиса,
ворон, койот, Кот в сапогах и Котик в валенках, Буратино, только что
рожденный, Карлсон, который живет на крыше, Эмиль из Лённеберги (Лингрен) |
Символы
и образы |
Океан
или море, бочка (утроба), яйцо, яблоня с яблоками, скатерть-самобранка,
рог изобилия, котел Дагды, котел рождения и смерти, корова Крошечки-Хаврошечки,
печь, цветок, из которого кто-то рождается (Дюймовочка или бог Ра -
лотос) |
Меч
пророка Мухаммеда Зу-Л--Факар, Святогора - Меч-Кладенец, Зигфрида -
Бальмунг, короля Артура - Экскалибур, Роланда - Дюрандаль, Беовульфа
- Хрунтинг, копье Одина - Гунгнир, молот Тора - Мьёлльнир, пустой рукав
Тюра, кривой глаз Одина, костяная нога бабы Яги |
Пустой
рукав Тюра, кривой глаз Одина, костяная нога бабы Яги, крылатые сандали
Гермеса, крылатые башмаки Локи, соколиное оперение Фрейи, ковры-самолеты,
сапоги-скороходы, ступа бабы Яги, шапка-невилимка, гора, древо мира,
лестницы. колодцы, радуга |
Яркие
и пестрые одежды, шутовской колпак, горб (нередко), рыжий цвет волос
или шерсти |
Обобщенные
персонажи и и их руны |
Утроба
(ПЕрт), Солнечный Ребенок с чертами Трикстера (Соулу), Демиург-созидатель
(Кано) |
Герой
(Тейваз), Жертва (Иса), Тиран (Хагалаз) |
Путник
(Манназ, Лагуз, Ансуз, Райдо), Мудрец (Йер, Эйваз) |
Триксер-трюкач
(Ансуз, Кано, Хагалаз, Соулу) |
Перинатальные
матрицы С. Грофа |
БПМ-1 |
БПМ-3 |
БПМ-4 |
БПМ-2 |
Векторы
базовых побуждений Л. Сонди |
Вектор
контактного побуждения, Эрос-побуждения |
Вектор
пароксизмального побуждения, Танатос-побуждения |
Вектор
Я-побуждения |
? |
Оси
и руны старшего футарка |
Руны
пива - Уруз, Наутиз, Веркана, руны целящие - Кано, Перт, Ингуз, руны
мысли - Вуньо, Соулу, Дагаз |
Руны
победы - Феу, Хагалаз, Тейваз, руны защиты (?) - Турисаз, Иса, Эваз,
руны речи - Гебо, Альгиз, Отила |
Повивальные
руны - Ансуз, Йер, Манназ, руны прибоя - Райдо, Эйваз, Лагуз |
Ансуз,
Кано, Хагалаз, Соулу |