От хлебного Духа через тельца к человеку
"Мы источник веселья - и скорби рудник.
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик".
(Омар Хайям)
Мы увидели, что в рунном круге сути растительная,
животная и человеческая вальсируют, сменяют друг друга перед лицом наблюдателя.
Если Манназ и Лагуз напоминают нам о человеке в его высокой духовности, то
уже следующая Ингуз плодородна, как разлив Нила, дающий жизнь посевам. Только
мы узрели респектабельного и мирного домохозяина в руне Фе, как следующая
же Уруз являет нам образ дикого быка. И так далее. Целая череда перевоплощений
в одном цикле жизни. Как только процесс развития начинает благостно стагнироваться
на просветленном человеческом облике, как в него грубо вторгается Утгард,
внешний мир, с табунами своих козлов, быков и прочих скотов, чтобы содрать
с героя его незапятнанные покровы сверхчеловека и комфортабельные маски лояльного
гражданина. Не будет тебе вечного покоя - дудки-фигушки! Вставай и опять отправляйся
развиваться куда-то еще дальше, если хочешь остаться в живых, конечно.
Фрезер описал эту цикличность на примере культа Диониса. Дионису греки поклонялись
как богу растительности, виноградной лозы. Другие народы аналогично поклонялись
хлебному Духу. Но так же Дионис изображался в виде козла или быка, одним из
его эпитетов был "благодетельный телец". Известны и его вполне антропоморфные
ипостаси в ореоле виноградных листьев. Причем, козлорогому Дионису приносили
в жертву козлов, а быковидному - быков. По обычаю, бог должен был отведать
приносимую ему жертву, т.е. самого же себя (вспомним бой на Калиновом мосту).
Диониса-козла даже изображали пьющим теплую козью кровь. Иными словами, вкусить
свою же плоть было самоуничтожением с одной стороны, с другой стороны - превращением
в плотоядного человека. Это отражало процесс эволюции виноградной лозы в козла,
а козла в человека. Когда же бог становился вполне антропоморфным, его приносили
в жертву Хлебному Духу, чтобы получить хороший урожай. Этот обычай бытовал
у южноамериканских ацтеков. Во время Токсталь, самого крупного праздника года,
который по нашему календарю приходился на конец апреля (что соответствует
по времени Пасхе), в жертву приносили юношу, которому целый год до этого воздавали
божеские почести. Бог возвращался в хлебный колос и виноградную лозу, чтобы
начать круг снова.