Хель - владычица мира мертвых

Дом Хель

Сайт посвящен мифам и аналитической психологии, сказкам и сказкотерапии, магии, как психотерапевтической практике, а, главное, людям, которым все это интересно

  Витрина Елены Прудиус

 

главная страница
о хозяйке
книга "У источника Урд. Рунный круг в сказках и мифах"
сказкотерапия и сказки
копилка новых сказок
мифология и аналитическая психология
копилка снов, грез и фантазий
ссылки на интересные ресурсы

гостевая книга

email:

theatr-skazok@yandex.ru

 

 

 

 

Семья – символика цвета и цветовая магия

Если рассматривать семью изначально, de arche, то ее основной принцип в соединении двух разных, противоположных начал, дополняющих друг друга. Отвлеченный символ этого процесса – hierosgamos, священный брак между Небом и Землей как начало теогонии. Есть и цветовая символика этого чудесного и многообещающего процесса, хотя надо сказать, что в разных культурах она не вполне однозначна.
Мы знаем о черном и белом – это, пожалуй, одна из позднейших в культуре цветовых брачущихся пар: жених - черный фрачник и невеста в белом. Это самая жесткая дихотомия, без полутонов, крайне трудная в примирении. Похоже на отсутствие атмосферы и полное отсутствие светового рассеивания. Зато, если вы заметили, на современных свадьбах почти обязательно присутствие огромного сердца из воздушных шариков красного и белого цвета. Тут мы уже намного ближе к искомой гармонии, как это увидим из дальнейшего путешествия по закоулкам истории.
Древние народы на всех континентах имели представление о радуге как о змее, пьющей воду после дождя и спасающей от потопа, качающей воду в море, иногда зловредной, опасной, и, безусловно, наделенной огромной силой.
Древние китайцы представляли радугу как двух драконов с головами на обоих концах; существовало разделение на радугу-хун - дракона-самца (с преобладанием светлых тонов) и на радугу-ни – дракона-самки (с преобладанием темных тонов). В Африке некоторые народы также считали радугу состоящей их двух змей – синей женского рода и красной – мужского, есть упоминания о зеленой и красной змее. Как бы там ни было, распространенным мнением являлось представление о двойственной природе радуги, о соединении в ней женского и мужского начал, причем, мужское представлялось обычно более светлым и ярким, связанным с красной частью спектра.
В древней Индии представления о двух взаимодействующих сущностях были оформлены в тантрической традиции и Лестнице Лотоса из семи чакр, расположенных вдоль центрального энергетического канала сушумны. Вокруг сушумны делают три с половиной витка два боковых канала: белый, ида (от левого яичка к правой ноздре) и красный, пингала (поднимается от правого яичка к левой ноздре). Об этом мы уже знаем.
Известно, что в качестве модели процесса индивидуации К.Г. Юнг обнаружил алхимический процесс получения философского камня, который он воспринял как метафорическое выражение процесса развития личности. Мы не знаем, что имели в виду средневековые алхимики на самом деле,  но эта модель весьма помогла Юнгу в развитии теории и практики аналитической психологии. А мы обратимся к цветовой символике процесса.
В начале всего алхимики видели prima materia, первичную, грубую, недифференцированную материю, которую изображали в виде Муркурия, ведущего двух зверей – одноглавого дракона и зеленого льва. В последующих процессах растворения и разделения на сущности мы встречаемся уже с красным львом и серебряным (белым) орлом. Красная и белая сущность продолжают процесс перегонки и очищения сначала в стадии нигредо с образовании черного облака паров, затем в стадии альбедо, полного очищения и, наконец, соединяются красный король с красной лилией в руках и королева с белой лилией в руках в стадии рубедо.
Первичная (цветная) материя постепенно очищается, облагораживается до белой и всеобъемлющей своей сути, и ее судьба – в слиянии с красным началом. В скандинавской мифологии это хорошо видно из космогонического мифа, согласно которому, первый хримтурс Имир (аналог перволюдей Пуруши и Паньгу) зародился из взаимодействия инея (белого) и огня (красного) Муспелльсхейма: «Тогда сказал Высокий: «Когда реки, что зовутся Эливагар, настолько удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла подобно шлаку, бегущему из огня, и стала льдом, и когда окреп тот лед и перестал течь, яд выступил наружу росой и превратился в иней, и этот иней слой за слоем заполнил Мировую Бездну».
И сказал Равновысокий: «Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма».
Тогда сказал Третий: «И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда ж повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром. («Младшая Эдда» Снорри Стурлуссона).

Символика сочетания белого и красного пронизывает историю и культуру регулярными стежками. Так, у славянских народов белые свадебные рубахи вышиваются красной ниткой, распространена красная вышивка и на полотенцах, рушниках.
В легенде о Парцифале (и у Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха) подчеркивается сочетание красных доспехов Парцифаля-Персиваля и белого платья Кондвирамур-Бланшефлер (имя последней значит «Белый Цветок»). В путешествии Парцифаля один из ключевых моментов – интеграция странствующего рыцаря в общество круглого стола короля Артура, происходит после того, как он застыл от зрелища трех капель крови на снегу, которые уронила раненая птица.
Вспомним также, что в нашей Гражданской войне начала двадцатого века основными противоборствующими и непримиримыми силами были «красные» и «белые». И это была война своих со своими, родных по крови.
Еще раньше в историческом плане произошла серия войн между Алой и Белой Розой. Снова это было в пределах одной исторической родины – Англии. Это было во второй половине 15-го века, и воевали между собой две ветви династии Плантагенетов, Йорки и Ланкастеры. Причиной вражды была жажда власти, престол и корона. Известно, что еще в 14-м веке Йорки уже использовали бэйдж Белой Розы (прямой пентакль), символизирующей Богородицу, а Ланкастеры стали использовать знак Алой Розы (перевернутый пентакль) уже в ходе войны. Бэйджи не были их фамильными гербами, а именно знаками их противоборства. Интересно, что ни Йоркам, ни Ланкастерам корона английских королей не досталась, а получил ее первый Тюдор. Снова красно-белое противоборство привело к миру.
Завершим историко-культурный экскурс в Молдове.
У молдавского народа есть легенда о Мэрцишоре, весеннем цветке (мэрць по-молдавски – март), который расцвел на месте капли крови, которая упала с ножки Весны-Примэвары, уколовшейся об острый снежный наст. То были козни уходящей Зимы. Мэрцишор стал символом весны, и его традиционно исполняют, используя белый и красный цвета, что символизирует единство двух стихий, двух противоборствующих и нераздельных сущностей. Этот символ дарят другу близкие и любящие люди первого марта каждого года и носят, не снимая, десять дней. Хорошо подарить его своему любимому человеку, своей «половине», детям. Все эти десять дней в Молдове большой праздник культурных и фольклорных традиций и вообще время прекрасного настроения. Пожалуй, этот праздник является столь же позитивным воплощением взаимодействия двух начал, как Лестница Лотоса и славянская свадебная символика.

 

обратно к содержанию

 

 

Сайт создан в системе uCoz