Хель - владычица мира мертвых

Дом Хель

Сайт посвящен мифам и аналитической психологии, сказкам и сказкотерапии, магии, как психотерапевтической практике, а, главное, людям, которым все это интересно

  Витрина Елены Прудиус

 

главная страница
о хозяйке
книга "У источника Урд. Рунный круг в сказках и мифах"
сказкотерапия и сказки
копилка новых сказок
мифология и аналитическая психология
копилка снов, грез и фантазий
ссылки на интересные ресурсы

гостевая книга

email:

theatr-skazok@yandex.ru

 

 

 

 

Семья на Лестнице Лотоса

Вся предыдущая часть книги состояла из отдельных очерков, задачей которых было создание контура древней сущности семьи, представить многообразие персонажей и сюжетов ее. И сейчас настало время увидеть структуру пространства внутри контура, найти модель развития этой системы. Логично предположить, что, коль скоро речь идет о древних образцах жизни, то и модель найдется столь же древняя. Как обычно, все находится само и совершенно случайно, и я просто полагаюсь на волю случая.
А нашлась Лестница Лотоса в тантрической древнеиндийской традиции, схема расположения и последовательного открытия энергетических и духовных центров человека, чакр.
На рисунке мы видим их расположение и изображения.
Тантрическая практика возникла в Индии в первые четыре столетия нашей эры. О том, какое влияние на духовную жизнь Индии она оказала, сделал предположение Мирча Элиаде в работе «Йога: бессмертие и свобода». «Определить тантризм нелегко. Среди множества значений слова тантра (корень тан: «распространять», «продолжать», «приумножать») нам особенно интересно одно – «последовательность», «развертывание», «непрерывный процесс»…
За короткий период времени влиянию тантризма подверглись индийские философии, мистицизм, ритуализм, этика, иконография и даже литература. Это поистине пан-индийское учение, так как оно было принято всеми великими индийскими религиями и всеми «сектантскими» школами».
Джозеф Кэмпбелл считает (в работе «Мифический образ»), что элементарные первоосновы тантризма были известны в Индии еще в доарийский и даже додравидийский период, т.к. свидетельства об этом встречаются в самых ранних упанишадах.
Основа практики связана с представлением о лестнице Лотоса, семи лотосах-чакрах йогической системы кундалини. Кундалини это змея-богиня из тонкой субстанции, которая в свернутом состоянии обитает в самой первой, нижней чакре у основания позвоночника, Муладхаре. Цель йоги в том, чтобы пробудить куналини и побудить ее к продвижению вверх. Поднимаясь вверх, кундалини пробуждает каждую очередную чакру и тем самым способствует радикальному преображению личности и духовности человека. Путь кундалини в идеале заканчивается в седьмом лотосе, Сахасраре, в области макушки головы.
Кундалини поднимается по центральному энергетическому каналу организма, сушумне, и объединяет по пути две противоположные сути, заключенные в двух боковых каналах, один из которых, ида, начинается в области левого яичка, и тремя с половиной витками вокруг Сушумны поднимается к правой ноздре. Он белого цвета, связан с прохладой, лунной сущностью души, имеет значения «восстановление сил», «возлияние», «поток восхвалений и молитв». Второй канал, пингала, красного цвета, связан с солнечной, огненной, иссушающей энергией, поднимается от правого яичка также тремя с половиной витками к левой ноздре. Сама сушумна идентична оси мира, древу или горе, axis mundi. Посмотрим теперь символику каждой чакры в сопоставлении с некоторыми существующими теориями и практиками развития, индивидуального и социального.

Первая чакра, Муладхара, зовется еще «Опорой Корней». Интересно отметить, что ее символика в точности соответствует содержанию одного из популярнейших в современной психологии тестов, психогеометрического*. В круг вписан квадрат, в квадрат треугольник, а лингам в центре треугольника йони окружен витками кундалини, и это своего рода зигзаг, знак открытости в мир и креативности. Намек на зигзаг может также состоять в символической фигуре слона Айраваты с семью хоботами, верховым животным громовержца Индры. Оружие последнего, важдра, также не что иное, как молния. И это свидетельствует об огромной и всеобъемлющей потенциальности первой чакры, как недифференцированной prima materia. Божеством-управителем этого центра является Брахма, творец мира. Количество лепестков этого лотоса равно четырем, и это соответствует количеству основных стихий и сторон света.

* Тест состоит в следующем: испытуемому предлагается выбрать самую приятную на первый взгляд фигуру из нескольких: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и зигзага. Затем нужно сделать последующие выборы и создать рейтинг эмоционального предпочтения. Каждая фигура имеет свою психологическую интерпретацию, соответствует определенному набору личностных качеств. Тест используется при личностно-ориентированной и профориентационной работе.

На этом уровне духовная энергия имеет самый низкий уровень, активность направлена на сохранение, стабилизацию системы, с точки зрения ортодоксального психоанализа может соответствовать оральной и анальной фиксации.
Древняя метафора этой чакры – дракон, охраняющий сокровища. Он ревниво оберегает огромный потенциал, который аналогичен prima materia средневековых алхимиков, избранной К.Г. Юнгом в качестве одной из основных метафор процесса индивидуации. 
Алхимическая терминология появилась в работах Юнга как следствие длительной и тщательной работы, и мы увидим, что основные этапы алхимического процесса с высокой точностью соответствуют не только этому психическому процессу, но и ступенькам Лестницы Лотоса. Мы должны упомянуть сначала, что алхимики имели целью получения некой благородной субстанции (золото, философский камень, тинктура) из неблагородной материи путем ее сложной трансформации. Источником взаимодействующих веществ являлась prima materia, исходное, еще недифференцированное вещество.

Вот значения символов рисунка, отражающего стадии алхимического процесса. 
с — феникс на сфере, сжигающий сам себя. Из пепла вылетает много золотых и серебряных птиц. Это знак преумножения и роста.
b — королева с золотой короной на голове, гладящая белого или серебряного орла, который стоит перед ней.
а — король, одетый в пурпур, с золотой короной, держащий перед собой золотого льва. В руке он держит красную лилию, в то время как королева держит белую.
Z — луна, скользящая в море.
Y — лунное затмение, которое также сопровождается радугой по обеим сторонам и в нижней части моря, в которое луна должна погрузиться. Это картина белой ферментизации. Но оба моря должны быть довольно темны.
X — солнечный закат в море, т. е. в меркуриальные воды, куда также должен стечь эликсир. Это приводит к истинному солнечному затмению и радуге по обеим сторонам, что наводит на мысль о хвосте павлина, который позже возникнет при соединении.
V — солнечное затмение.
Т — лебедь, плывущий по морю, выплевывающий молочную жидкость из своего клюва. Этот лебедь — белый эликсир, белый мел, мышьяк философов, вещество, общее обоим ферментам. Его задача — поддерживать верхнюю сферу своей спиной и крыльями.
S — море чистого серебра, символизирующее жидкий меркурий, посредством которого объединяются примеси.
R — эфиопы, мужчина и женщина, поддерживающие две высшие сферы. Они сидят на большой сфере и поэтому представляют nigredo второй операции во втором разложении.
Q — образ небес, где дракон лежит на спине и пожирает свой хвост — это изображение второго соединения.
Р — облака, из которых исходит роса или дождь и питающая влага.
О — серебряный дождь из облаков на вершине горы. Это обозначает второе растворение, посредством которого элементы воздуха извлекаются из земли и воды.
N — головы черных воронов, выглядывающих из моря.
М — гора, упоминаемая ниже.
L — поток черной воды, который находится в состоянии хаоса, символизирующего разложение (putrefactio). Из него поднимается гора, черная внизу и белая наверху настолько, что серебряный поток падает с ее вершины. Это иллюстрация первичного растворения и соединения и получающегося в результате второго растворения.
К — рисунок красного льва с красной кровью, стекающей из его груди в море под ним, так как море должно быть окрашено, как если бы оно было смесью серебра и золота или белого и красного.
I — рисунок ветра, испускающего дыхание духа (spiritus) в море, лежащее внизу.
G — трехголовый серебряный орел, две головы которого склонены, а третья изрыгает белую воду, или жидкий Меркурий, в море, обозначенное буквой Н.
F — одноголовый дракон. Е и F оба обозначают одно и то же — жидкий Меркурий, который является materia prima камня.
Е — зеленый лев.
D — Меркурий, держащий серебряную цепь, к которой привязаны два лежащих животных.
С — четырехголовый дракон, из дыхания которого рождается поверхность сферы.
В — гиганты или Атласы, стоящие на коленях и поддерживающие сферу.
А — пьедестал, символизирующий землю.

На рисунке первичная материя соответствует изображениям одноглавого дракона и зеленого льва, которых удерживает в своих руках Меркурий. На  этом этапе происходят процессы растворения и разделения первоматерии на пару сущностей, которые будут готовы к взаимодействию. На этапе Муладхары мы имеем лишь исходную первоматерию с заложенной в ней потенциальной сутью, зародышем будущей жизни. Из индуистской мифологии наиболее подходящей для иллюстрации стадии первоматерии является история о победе Индры над драконом Вритрой, та ее часть, где дракон еще лежал на горной цепи, скрывая в е недрах солнце и космические воды.
Можно считать, что первая чакра соответствует также первой перинатальной матрице Станислава Грофа, БПМ-1, состоянию неторопливого развития и внутриутробного покоя.
С точки зрения судьбоанализа Л. Сонди это контактное влечение, потребность в дуальюнионе, симбиозе, слитном существовании с материнским организмом. Здесь материя и мать одно и то же. Так же здесь вполне представлен фактор Эроса, потребность в сексуально недифференцированной любви-принятии. Интересно, что в «Теогонии» Геродота сказано о том, что было прежде всего:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.

Фактор эгосистолы, интроекция в Я-влечении (весь мир – во мне), также имеет место на этом уровне.
И, наконец, архетипы и сюжеты этого уровня. Зародыш, слитый с Великой Праматерью-Материей, поддерживающий постоянную с ней связь через плаценту и пуповину. Их отношения – симбиоз, сюжет - нераздельность. Зародыш является с другой стороны первым персонажем срединного пути сушумны – Простаком, крайне примитивной и наивной сущностью, самым первозданным воплощением бога пути, торговцев и прохвостов, Гермеса-Меркурия. Он чрезвычайно близок к столь же просто устроенному Протею, способным становиться кем и чем угодно. В этом по Полю Радину состоит основная сущность трикстера – он «существо, лишенное различий», находящееся в состоянии постоянной изменчивости и не тождественное самому себе.
На этом этапе формируется чувство доверия и защищенности, удовлетворяются простейшие потребности в дыхании и питании. Для Великой Праматери секс и социальные амбиции не имеют особого значения по сравнению с симбиотической связью с плодом, таящимся внутри.

Вторая чакра, Свадхиштхана, именуемая Ее Особая Обитель, находится на уровне гениталий и отражает в чистом виде сексуальное влечение человека, стремление к слиянию с противоположным полом. Лотос ярко-красного цвета с шестью лепестками, что аналогично шестиугольной звезде Давида, знаке слияния двух начал, двух противоположностей. Ее символика – вода, морское чудовище, Варуна, владыка ритмической упорядоченности вселенной,  в индуизме – юный Вишну и его шакти, разъяренная Ракини.
В алхимическом процессе это Nigredo, стадия черной субстанции, которая постепенно вскипает в герметически укупоренном сосуде-яйце. Но собственно на уровне Свадхиштханы происходит растворение и сепарация, разделение Первичной Материи, сексуальная дифференциация Великой Праматери на две сущности. Индра поражает дракона Вритру, и из него (или горной цепи под ним) освобождается солнце и космические воды. В древнеегипетской мифологии первичный холм Атум в первичном океане породил пару - Шу и Тефнут, те в свою очередь – Геба, бога Земли и Нут, небесную богиню. Эта пара стала порождать детей, играющих собственную роль в теогонии. В алхимическом процессе – Меркурий, ведущий двоих зверей, зеленого льва и одноглавого дракона, которые превращаются на этом этапе в красного льва и серебряного орла (за счет синтеза грубой материи и духа Меркурия). Мы тут впервые видим цветовое соответствие этих сущностей белой иде и красной сушумне, которые именно на этом этапе и появляются. Сущности вступают во взаимодействие в водной стихии, затем наступает гибель продуктов первичного слияния – процессы мортификации (умирания) и путрифакции (гниения). Это и есть Nigredo, черная субстанция.

Являлся красный лев, — и был он женихом,
И в теплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,

И из сосуда их в сосуд перемещали*.

* И.В. Гёте. Фауст. Ч. I. Перевод Н. Холодковского.

Мифологические соответствия весьма показательны. Нут, небесная богиня, получила прозвище Свиньи, пожирающей своих поросят, за то, что утром пожирала звезды, своих детей, чтобы ночью снова родить их. И считалось, что бог солнца, Ра, бывший ее небесным мужем, ревновал к ее связи с Гебом и не давал родиться их детям, заключенным в ее чреве. В греческой мифологии на аналогичном этапе Уран хоронил детей-титанов в чреве Геи, а затем Кронос глотал своих детей. И только в конце этого процесса появляется снова фигура Меркурия в обличье бога Тота, который выиграл в шахматы у Ра право Нут родить своих детей, что она и сделала. Рея справилась сама, обманув Кроноса (теневая фигура, однако и здесь – бог-обманщик, шутник) и спасла Зевса. В конце процесса появляется новый персонаж, Дитя, он же Шут, более сложная, чем Простак, ипостась Трикстера, которому еще предстоят сложные метаморфозы. Здесь нужно сообщить, что честь разработки сюжетного ряда: Простак-Шут-Плут (с которым мы вскоре встретимся) принадлежит Е.М. Мелетинскому («О литературных архетипах»).
О деяниях Шута-шутника известно немало. Это, например, новорожденный Гермес, укравший священных коров Аполлона и юный Кришна, кравший масло на маслобойке своих родителей.
Другие персонажи – Божественная Пара, соединяющаяся в hierosgamos, священном браке. На этом уровне проводятся все ритуалы плодородия и приносятся жертвы богам плодородия. Библейские персонификации – Адам (он же Культурный Герой) и Ева, библейский девиз этапа: плодитесь и размножайтесь!
На этом же уровне подразумевается первозданная сила Лилит, первой женщины на свете, еще до Евы. Она воплощает верность свободе, стремление к независимости и близка к Шуту, вполне соответствуя его исканиям. А если учесть, что Адам-до-Евы тоже был вполне бездомным и бродячим субъектом, то Лилит понимает и этот его аспект, который никуда не делся в результате одомашнивания. В этом свете она представляется неким примиряющим началом между изначальной дикостью персонажей и их цивилизованностью, будучи внутренним аспектом каждого из них. Ева содержит в себе Лилит, и это ей помогает понимать мужа и сына и, что еще важнее, саму себя.
Этот этап можно сравнить с БПМ-2, второй матрицей рождения, фазой раскрытия шейки матки, началом родового процесса, если иметь в виду рождение вполне оформившегося человека. Путь этот еще долог, цель не близка.
В судьбоанализе второй чакре соответствует вектор сексуального влечения.
На этом этапе возможны разнообразные эмоции и простые чувства привязанности, сексуального удовлетворения.

Третья чакра, Манипура, находится на уровне пупка, именуется еще Городом Сияющих Драгоценностей, и, действительно, в ней разворачивается во всем великолепии социальная жизнь человека с блеском триумфов и дворцов.  Борьба за власть, богатство, права, первородство, соперничество, соревнование всех мастей, насилие, покорение, подвиг, героический путь – вот суть Манипуры. Ее энергия огромна. У этого лотоса десять темных, как тяжелые грозовые тучи, лепестков. В центре ее сияющий треугольник, символизирующий стихию огня, баран, средство передвижения бога огня жертвенного огня. Индуистские покровители чакры – Шива в его ужасающем аспекте аскета, натертого пеплом погребальных костров, и его шакти, самый свирепый из аспектов, Лакини, с тремя синими лицами, клыками, пожирающая живую плоть. Это богиня битвы и покровительница всех обрядов жертвоприношений. Для своих же поклонников она прекрасна. Можно сказать, что это чакра Войны и Мира, единого сюжета взаимодействия двух сущностей, в ходе которого происходит развитие и личности и социума, происходит преодоление всех возможных препятствий и свершение всех мыслимых подвигов, открытие множества новых стран и освоение новых социальных ролей.  Развитие идет по экстенсивному варианту, вовне, а не вовнутрь, с расширением границ, сферы влияния.
С алхимической точки зрения это разгар Nigredo, всплывает обильная пена кипящего социума, она черного  цвета, что символизируют высовывающиеся из потоков черной воды головки воронов. Из этих потоков поднимается гора, черная снизу и уже белая сверху. Здесь она бела от серебряного дождя, падающего из облаков на небесах. В самих небесах символика второго соединения агрессивных сущностей – дракон, пожирающий собственный хвост. В скандинавской мифологии это символика среднего мира людей, Мидгарда, окруженного находящимся в море змеем Ёрмунгандом. Он порождение сил, враждебных человеку, плута Локи и великанши Ангрбоды.
Эта чакра соответствует БПМ-3 рождения, роды в ходу, настоящий подвиг рождения с преодолением препятствий плоти и духа.
С точки зрения судьбоанализа наиболее вероятно соответствие с пароксизмальным вектором, отражаемым фигурами Авеля и Каина, и фактором Танатоса, в Я-влечении это Протестас, стремление к инфляции, расширению границ личности. «По сути дела, активное либидо приравнивает­ся Сонди к преобладанию более общей категории — мотивации достиже­ния. В терминах Сонди, фактор Р соответствует фрейдовскому стремлению к расширению личности, его первофункция — эго-диастола — питается генной силой влечения, которая в человеке усиливает стимул к бытию и расширению пространства бытия вплоть до всесторонней самореализации. Эту силу Сонди называет «Протестас» (Л.Н. Собчик «Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений»).
На уровне этой чакры разыгрываются все трагикомедии Шекспира, маленькие трагедии Пушкина, комедия дель арте и сюжеты фаблио средневековой Европы, весь Лев Толстой и Федор Достоевский. Это сюжеты не только борьбы, соперничества, насилия, но и всяческих козней и плутней, а также созидания. Большинство прекрасных памятников культуры созданы именно на этой стадии, отражая социальные аспекты бытия человека, отношения людей с людьми и с миром. Творец этого периода, имея все черты своего уровня, шпагу или меч у чресел своих, нуждается для реализации творческой силы в camera obscura, искусственной имитации тесного и закрытого от окружающего мира пространства материнского лона Зародыша. Только Зародыш способен привести в соответствие увиденное снаружи с заложенным внутри, совместить унаследованный (генетический, родовой) материал с духовной миссией, интегрировать противоположные сущности в чудесной модели грядущей гармонии.
Мать на этом уровне имеет явственные черты Валькирии-воительницы, Дитя становится Героем-Освободителем, Жертвой или Насильником. Здесь же мы обнаружим Паршивую овцу и Блудного Сына, а так же Козла Отпущения, которого Плут (Трикстер этой стадии) отпускает в пустыню, навьюченного всеми грехами людского племени. Обязательно на этой стадии Чудовище, в современной трактовке – Чужой,  персонификация всех враждебных сил.
Основной сюжет – Война и Мир. И, конечно, ось этой стадии также Путь, путешествие между мирами. На этом уровне разыгрываются сильнейшие карты и сильнейшие страсти, но их пламя слишком жарко для любви и нежности. Страсть, страх, ярость и гнев – вот основа  эмоциональной сферы. Боги – Арес с детьми своими Фобосом и Деймосом, Немезида – воплощение возмездия с яростными Эриниями, Афина – воинствующая девственница, Гера, преследующая любовниц Зевса и прижитых от него детей и даже прекрасная Фрейя – за то, что делила эйнхериев Вальгаллы поровну с Одином. Счастье здесь блистает далекими зарницами на горизонте, маня к себе и не озаряя человека надолго, надежно лишь удовлетворение потребностей в подвиге, власти, владении, влиянии. Аспекты любви, кроме биологических – увлеченность и страсть.
Теперь можно сказать о троице Простак-Шут-Плут, которые очень напоминают многими любимых Труса, Балбеса и Бывалого из фильмов Леонида Гайдая. Их функции неоднозначны. С одной стороны они являются явными дестабилизаторами упорядоченных процессов, происходящих на каждой стадии, внося шум, беспорядок сумятицу, неразбериху. И именно поэтому они играют роль громоотводов, разряжая чрезмерно накалившуюся атмосферу в семье и социуме. Дитя описало взрослого и счастливо улыбается, Шут на ярмарке или в цирке смешит публику, Плут обманывает Простака. Все это служит прекрасными средствами разрядки слишком заряженных ситуаций. Сюда необходимо отнести традиции смеха, срамословия и плача в народной культуре, обязательных атрибутов всех значительных событий в жизни людей – рождений, свадеб и смертей. Этими нехитрыми и совсем неизящными способами человечество испокон веку отдаляло очередной конец света.

Четвертая чакра, Анахата, Без Удара (так образуется сакральный звук «ом» или «аум»). Это сердечная чакра, обитель Великого Я, встреча с врожденным светом, Матерью Света, открытие врат, ведущих в пустоту. На уровне этой чакры оказывается, что благо есть внутри, его не надо искать вовне, это самое настоящее исполнение желаний.
Этот лотос с двенадцатью красными лепестками, он соответствует стихии воздуха. Внутри его два пересекающихся треугольника, символ гармонии противоположных начал, а в самом центре – Йони с золотым лингамом. Животное – антилопа ведического бога ветра Вайю, а индуистским управителем этого центра является Шива в нежном, наделяющем дарами аспекте. Его шакти, Какини в двух руках имеет череп и аркан, а две других находятся в положениях «наделяющее дарами» и «рассеивающее страх». Под этим лотосом изображен еще один, меньшего размера, лотос на уровне солнечного сплетения, в котором изображен жертвенник с рисунком Дерева Исполнения Желаний.
В алхимическом процессе начинается стадия albedo, белой ферментации. Парные сущности неоднократно растворялись, соединялись, разлагались, исторгая черную пену, и теперь вполне очистились от скверны для последующего, высшего соединения. Здесь на рисунке мы видим море из чистого серебра, в которое лебедь из своего клюва исторгает молочную жидкость. В отдельных небольших сферах картины солнечного и лунного затмений. Светила уходят в тень, чтобы вышла на свет пара: Король в пурпуре и с красной лилией и Королева с белой лилией. Их дитя выше второй сферы, в которой заключены Король с Королевой, и суть его во всей полноте раскроется на уровне следующей чакры. А здесь химическая свадьба королевской четы.
Анахате может соответствовать Бпм-4, выход младенца на свет, облегчение матери, избавление от тягости.
В судьбоанализе это Я-влечение, потребность в партиципации, сопричастности, интроекции.
Основной сюжет этой чакры – Искупление, а основной персонаж – Искупитель, Спаситель. Только на уровне этой чакры духовность от языческого политеизма переходит к идее единого бога, жертвующего собой ради людей. В язычестве был пострадавший ради людей Прометей, но роль его все-таки мимолетна на фоне грандиозного сюжета Анахаты. Мы видели, как на уровне Манипуры воинствующие родители, особенно, валькирии, вольно или невольно грешили против жизни, заложенной в их собственном лоне, дрались детьми по современному выражению, и разновидностей жертв здесь великое множество. Но после неоднократной духовной перегонки сущности очистились, и Анахата являет нам Королеву-Богородицу и Короля – земного отца Спасителя, плотника Иосифа. Тут же вполне четко обозначается фигура кающейся Марии из Магдалы, и пара Сотер и Порна, Спаситель и Блудница, Раскольников и Сонечка Мармеладова, исстрадавшиеся, идут рука об руку к своему спасению. Все были грешны прежде и все вольны прийти сюда.
Спаситель здесь еще только появился на свет, и мать спасла его от избиения, но свет грядущей радости уже озаряет чело младенца. В семейных сюжетах это Джокер, даже если он стар.
На этом уровне уже есть и любовь во всей своей полноте и многоаспектности, есть и бесстрашие перед жизнью и смертью. 
На уровне этой чакры все семейные сюжеты завершились, потому что на уровне следующей чакры, Вишуддхи, мы увидим лишь Отшельника, а дальше – просветденного Мудреца. Но продолжим описание Лестницы, чтобы не потерять логику системы.

Пятая чакра, Вишуддха, Очищенная, Врата Великого Освобождения.
Лотос находится на уровне гортани, у него шестнадцать лепестков дымчато-лилового цвета, внутри белый треугольник со вписанным в него диском полной луны. Стихия – эфир. Управитель центра – Шива-полуженщина-полумужчина.
На уровне этого лотоса человек хочет слышать только голос бога. Все его земные интересы исчерпаны, земные долги отданы, грехи искуплены, основные сюжеты прожиты («блажен, кто смолоду был молод»), и самым захватывающим приключением представляется постижение прежде неведомого, запредельного.
Человек здесь – Отшельник, задача которого понять, что внешние и внутренние формы есть пустота. С этой целью адепты учения применяли йогу жара или огня Думо. Под этим словом понималась свирепая женщина, способная выжигать все страсти и разрушать желания. Для ее активация становилась снова необходима колоссальная энергия третьей чакры, Манипуры, при этом энергия разрушения направлялась уже не на внешних врагов, а на внутренних: двойников, Тень.
Другие практики постижения пятой чакры – это Йога Иллюзорного Тела, в которой представлены упражнения с зеркалом: рассматривание себя и постижение иллюзорности происхождения внешнего образа, а также представления о себе внутреннем. Упражнения с эхом позволяют достигнуть того же результата. И вот все эти упражнения очень напоминают миф о Нарциссе и нимфе Эхо и делают возможным иное прочтение и понимание мифа, чем это принято в психоанализе. Все истории о взаимоотношениях со своими двойниками и Тенью имеют непосредственную связь с проблемой пятой чакры.
В алхимической модели мы достигли уровня феникса, сжигающего самого себя, из пепелища вылетает множество золотых и серебряных птиц – знак приумножения. Это стадия rubedo, очищающего и возжигающего восход огня. На этой стадии алхимик ожидал получение некой сакральной субстанции, принципиально новой по отношению к сущностям, из которых она произошла. Этот продукт мог быть философским камнем или чудесным эликсиром. Эта сущность представлялась андрогинной, гермафодитной, неким образом мы снова возвращаемся к универсальному свойству Первичной Материи, но на новом витке развития и новом уровне. 
С точки зрения перинатальных матриц этот уровень соответствует Бпм-4, избавление от родовых оболочек (в широком смысле – связи с Родом).

Миф о Нарциссе в контексте тантрической традиции

  Дж. Кэмпбелл в своем «Мифическом образе» рассказывает о специфике пятой чакры – Вишуддхи и приводит описание упражнений тибетской традиции из «Йоги иллюзорного тела». «…Ее цель заключается в том, чтобы на собственном опыте  - не опираясь на чужие рассказы или слепую веру – постичь, что все внешние формы суть пустота. Человек рассматривает отражение своего тела в зеркале и размышляет… «о том, что этот образ порождается в определенных обстоятельствах сочетанием различных факторов – зеркала, тела, света, пространства и прочего. Это объект «зависимого возникновения» (пратитья-самутпада), лишенный собственной сущности, имеющий внешнюю форму, и все же пустой…» После этого адепт размышляет о том, что его собственное «я», каким он его знает, также является только внешней формой.
  Точно также можно медитировать с помощью эха. Необходимо отправиться в такое место, где эхо звучит особенно раскатисто, а «затем громко произносить многочисленные приятные и неприятные слова самовосхваления и самоуничижения, наблюдая при этом за своими откликами удовольствия и неудовлетворенности. Такая практика позволяет быстро осознать, что все слова, как приятные, так и неприятные, столь же иллюзорны, как и само эхо».
Все это очень напоминает миф о Нарциссе, о его самолюбовании (самонаблюдении) в зеркале ручья, и историю, связанную с нимфой Эхо, которая при этом теряет телесную оболочку, она не столько становится жертвой любви к прекрасному юноше, сколько немного опережает его на пути тантры в совместных упражнениях.
Вернемся еще раз к пятой чакре. Кроме «Йоги Иллюзорного Тела», к практикам этого уровня относится Йога Сновидений, задачей которой является постижение сущности сновидений. По Кэмпбеллу, «Йогу Сновидений следует считать дополнительной практикой Йоги Иллюзорного Тела… ибо таким путем человек может со временем покорить привязанность ко времени, проявляющуюся в разделенности состояний Сновидения и Бодрствования. …В действительности человек при этом переходит к состоянию Глубокого Сна без Сновидений с сохранением сознания». Дальше Кэмбелл говорит о тех состояниях, к которым приводит выполнение задачи пятой чакры, а именно, прозрение шестой чакры – обусловленный восторг (савикальпа самадхи), за ним следует высшее просветление седьмой чакры – безусловный восторг (нирвикальпа самадхи). Не будучи лингвистом, я не имею достаточного права судить о родстве слов «Нарцисс» (греч. Narkissos) и «наркотический» (от narke – «оцепенение»), но возникает картина оцепеневшего над зеркалом воды Нарцисса.
Куда же движется дальше Нарцисс, если продолжать аналогию этого мифа с тантрической традицией? Вернемся к Кэмбеллу, теперь уже к описанию сущности шестой чакры, имя которой Аджня. «Как поясняет Рамакришна, «когда разум достигает этого плана, человек днем и ночью становится свидетелем божественных откровений. Однако даже после этого остается слабое осознание «я». Увидев единое проявление, человек, можно сказать, сходит с ума от счастья и стремится стать единым с этой всепроникающей Божественностью, но не может достичь этого. Это можно сравнить со светом лампы за стеклом: человеку кажется, что он вот-вот коснется света, но разделяющее их стекло этому препятствует». Нарцисс склоняется над зеркалом воды и всматривается в отражение.
«Если устранить то стеклянное препятствие, о котором говорил Рамакришна, то и наш Бог, и мы сами взорвемся светом – подлинным светом, единым светом вне наименований и форм, вне мышления и ощущения, и даже вне концепций «бытие» и «небытие».
«Санскритское понятие Ниргуна Брахман, «Лишенный Каких-Либо Качеств Абсолют», указывает на осознание седьмой чакры. Этот лотос – Сахасрара, «Тысячелепестковый» - обращен цветком вниз и источает нектароподобные лучи, горящие ярче света луны; в его центре, ослепительном, как вспышка молнии, находится последний треугольник-йони, а в этом треугольнике, надежно укрытая и трудноступная, спрятана великая сверкающая пустота, которой служат все боги». Нарцисс преодолевает стеклянную преграду зеркала ручья, падая в великую пустоту небытия. Только прекрасный цветок (аналог лотоса, седьмого из всех?) остается символом завершения его земного пути.
Предложенная аналогия м.б. вполне законна с точки зрения единой индоевропейской традиции, и тогда Нарцисс вовсе не самовлюбленный эгоист, а адепт Тантры, совершающий путь-восхождение Кунладини. На первый взгляд эта возвышенная и оторванная от обыденности ситуация не имеет никакого отношения к семье и отношениям реальных людей. Но если это так, то откуда тогда взялись слова популярной песни: «Мы эхо, мы дальнее эхо друг друга…»

Шестая чакра, Аджня, лотос Власти, расположен между бровями.
Это уровень просветления – обусловленного восторга, савикальпа самадхи. Кэмпбелл приводит слова Рамакришны о сути разницы между обусловленным восторгом шестой и безусловным восторгом седьмой: «О каком Боге тебе больше нравится говорить – о том, который имеет форму, или о том, который лишен ее?».
Графическая символика этой чакры проста: два белых лепестка, на белом лотосе восседает лучезарная Хакини, в четырех из шести рук она держит книгу, барабан, четки и череп, две руки изображают жесты «рассеивающий страх» и «наделяющий дарами». Рядом с богиней йони с лингамом внутри. Человек становится свидетелем божественных откровений. Персонаж человеческой жизни – Мудрец, Ясновидящий. Он вполне снова может участвовать в жизни семьи – если к нему обратятся за советом.

Седьмая чакра Сахасрара, Лишенный Каких-Либо Качеств Абсолют. Это лотос с тысячью лепестками, он обращен цветком вниз и испускает нектароподобные лучи, в центре его последний треугольник-йони, и в нем спрятана великая сверкающая пустота, которой служат все боги. Персонаж уровня уже не поддается идентификации, так как он сливается с Абсолютом.
***
Конечно, рассуждать о семье и ее сюжетах можно только по четвертый уровень включительно, и этого более чем достаточно, потому что подавляющее большинство проблем, с которыми работают психотерапевты и психологи, собственно, принадлежат третьей чакре, Манипуре, ее сюжетам, Войне и Миру. Разбирать очередные конфликты на этом уровне можно до бесконечности и ходить  по кругу, как это невольно делает заблудившийся в лесу человек. На этом уровне одни его проблемы решаются и появляются все новые, той же природы, как новые головы дракона на месте только что срубленных. Как известно из сказок, головы надо срубить одним махом, чтобы не возвращаться снова и снова к тому же самому. А, срубая одним махом, герой получает красавицу для химической свадьбы двух очищенных сущностей.
Его шанс – научиться выходить за пределы этой сферы, где царит вечно недовольная и несытая Старуха из сказки о Золотой Рыбке. Иногда мы выходим уровнем ниже в примитивное, но щедрое плодородие, простоту отношений с природой и вселенной, в вечно повторяющийся и возобновляющийся круг жизни, в циклическое время. А иногда мать просветляется сущностью Богородицы, и только это становится условием возможности роста и развития ребенка. В этом контексте как не вспомнить слова Юнга о том, что человек не решает конфликты, а просто перерастает их масштабы. (М.Л. фон Франц «Алхимия»).
На уровне Манипуры проблемы в принципе не решаются, но чем больше ролей этого уровня освоит человек, чем он качественнее освоит его, тем больше шансов у него постепенно проникнуть на уровень Дерева Исполнения Желаний.
Человек может пройти все уровни в той или иной степени или зафиксироваться на одном из них. Например, всю жизнь оставаться Зародышем, наслаждаться вкусной едой, питьем, мягким диваном и теплым боком жены - Великой Праматерии. Или предпочесть иные, более сложные и высокие сюжеты.
С какого шага стоит начать – вверх или вниз? Вопрос непростой, но, по логике Лестницы Лотоса, путь вверх начинается снизу, а род человеческий начинается с твоего собственного рода, с твоей семьи.
Если посмотреть на Лестницу Лотоса издали, то она светится и играет множеством форм, цветов и оттенков, являя собой все прекрасное разнообразие человеческой жизни, в которой не бывает ничего лишнего.

Скандинавские руны на Лестнице Лотоса

Если представить, что корни культуры (во всяком случае, индоевропейской) едины, то окажется совсем неудивительно, если и научные открытия и эзотерические учения и практики будут соответствовать этапам матрицы развития, как единого на всех уровнях процесса. Мы уже увидели, как точно соответствуют Лестнице Лотоса стадии алхимического процесса, а, значит, и стадии процесса индивидуации в учении Юнга.
Скандинавские руны внешне не имеют ничего общего с чакрами и Лестницей Лотоса, их графическая символика намного проще, но смысл каждой из них отражает одну из сторон экзистенции человека в круге его жизни, а, значит, имеет отношение к его становлению в семейной системе. Двадцать четыре руны старшего футарка расположены в давно установленном порядке, лишь две последние из них, Дагаз и Отила, претерпевают взаимные перестановки у разных исследователей.
Скандинавские футарки были не только родоначалием алфавитов, письменности скандинавских народов, в первую очередь они служили сакральной цели познания мира и судьбы, мантики и магии. Таков был способ познания мира людьми в донаучный период  - интуитивный, мистический.
Старший футарк (слово футарк является аббревиатурой имен первых шести рун) состоит из двадцати четырех рун, объединенных в три атта по восемь. Есть возможность, высказанная А.В. Платовым («Магические искусства Древней Европы»), что если их выстроить в три ряда, то у каждого триплета будут общие свойства и задачи. Эти свойства упоминаются в речах Сигрдривы из Старшей Эдды и английской рунической поэме.
Также вызывает большой интерес, что и в китайской Книге Перемен базовых символов, триграмм, тоже восемь, и смыслы триграмм связаны в развивающуюся последовательность. Их сочетание дает шестьдесят четыре гексаграммы, т.е. восемь рядов по восемь гексаграмм.
Общая характеристика рунных рядов в средневековых источниках очень краткая и можно лишь догадываться о развернутом их смысле. Если с рунами победы более или менее ясно (их наносили на оружие перед битвой), то с рунами пива уже сложнее; одну из них, Наутиз наносили на край пиршественного рога с хмельным напитком – это должно было защитить как от отравления, так и опьянения. При этом смысл остальных рун этого ряда как рун пива остается неясным и может обсуждаться только в вероятностном ключе, что, впрочем, относится практически ко всему, что относится к столь древней области знаний. И все же попробуем увидеть, что получится, если первую октаву футарка рассмотреть на уровнях Лестницы Лотоса. Значения рун будут описаны на основе анализа нескольких источников, которые были приведены в моей книге «Рунный круг в сказках и мифах. У источника Урд».

Феу, руна имущества, владения, скота, отражает материальные аспекты процесса владения, а также – биологические и эмоциональные аспекты любви. В прямом положении она означает либо уже полученные и сохраненные возможности, либо возможность их получения, тогда встает задача – правильно ими распорядиться. В этом смысле Феу может являться materia prima, первичной материей, которая служит лишь источником дальнейшей трансформации и перегонки. Чакра – первая, Муладхара.


Уруз, руна новых форм и Мощи, Яри, движущая сила боевого и эротического воодушевления. Один из важных аспектов руны – разрушение старых форм для обретения новых. Руна дает женскую силу женщинам и мужскую – мужчинам. Название сходно с позднескандинавским словом «зубр», готским «бык». Эти животные являлись персонификацией необузданной силы природы. Эта руна имеет прямое отношение к процессам плодородия, зарождения жизни. Ее уместно соотнести с сутью второй чакры, Свадхиштханы.

Турисаз, руна сильного Властелина, защиты от враждебных воздействий, охрана имущества, ее название происходит от позднескандинавского «великан» (турс), аналогичного готского и, возможно, британского «колючка» - thorn. При этом оказывается, что расплата за насилие может быть вполне библейской по принципу «око за око». Персонификации руны, рунодержцы – все громовержцы – Тор, Зевс, Индра, Перун. Очень уместно поэтому расположить руну на уровне следующей чакры, Манипуры


Ансуз, руна богов, Мудрого Властелина, повивальная руна, способствующая пробуждению новых, неизвестных ранее аспектов личности или картины мира. Ее название происходит от позднескандинавского слова «бог», «послание» (ас), аналогичного готского ansus. Ее смысл состоит в правильном понимании знаков, посланий, которые мы постоянно получаем от мира, внешнего и внутреннего. Бог разговаривает с нами, и Ансуз помогает услышать и понять его слова. Руна отражает двойственную специфику божественной сути, с одной стороны просветленной, возвышенной, с другой стороны – теневой, изначально греховной, но искупленной. Не позволяет ли все это соотнести Ансуз с четвертой чакрой Анахатой?


Райдо, руна дороги, объединения, гармонизации. Имя происходит от позднего скандинавского слова, означавшего дорогу, британского аналогичного rad. Это руна прибоя, возвращения к своему берегу, в свой истинный дом, к себе настоящему. Это возвращение возможно только в долгом пути. Это путешествие приводит нас к состоянию обновленной ясности (как ее охарактеризовал Ральф Блюм), которую отражает следующая руна Кано

Это руна воплощения и раскрытия, руна Демиурга, имя происходит от позднего скандинавского слова, означавшего «факел», аналогичных британского can и готского canu.  Это целящая руна, ее пламя очистительно. Как тут не вспомнить, что пятая чакра Вишуддха, носит название Очищенная, а соответствующая алхимическая стадия – Rubedo, огненная стихия, красный восход. Именно здесь мы видим философский камень, результат предшествующей перегонки сущностей и их союза. Правомерно ли на уровень одной чакры поместить сразу две руны? Кто знает, но при этом сохраняется логика процесса. Кроме того, на уровне Вишуддхи находится грань между все еще человеческим и надчеловеческим, отраженным в двух последних чакрах.

Гебо, руна единства противоположностей, партнерства, дара, Свободы. Имя наиболее близко к готскому слову giba (дар). Гебо – руна речи, в предположительно соответствующей чакре Аджне, которую называют Вратами Великого освобождения, с двумя белыми лепестками человек становится свидетелем божественных откровений, речи Бога. На этом уровне человек близок к полному просветлению, перестав отождествляться с самим собой.

Вуньо, руна света, синтеза, радости. Имя происходит от британского wynn (радость), и аналогичного готского winja. Это руна мысли, она традиционно отождествляется со светом, его лучом во мраке непонимания, счастливым завершением длительного пути. И, действительно, последняя чакра, Сахасрара представляет собой лотос с тысячью лепестками, источающий нектароподобный свет и дающий ни с чем не сравнимый восторг.
***
Это сопоставление может быть признано слишком фантастическим и оторванным от реальности, тем более, реальности семьи, но рунный круг вполне может быть мифологемой жизни человека, человека среди людей, человека в своей семье.

 

обратно к содержанию

 

 

Сайт создан в системе uCoz