Хель - владычица мира мертвых

Дом Хель

Сайт посвящен мифам и аналитической психологии, сказкам и сказкотерапии, магии, как психотерапевтической практике, а, главное, людям, которым все это интересно

  Витрина Елены Прудиус

 

главная страница
о хозяйке
книга "У источника Урд. Рунный круг в сказках и мифах"
сказкотерапия и сказки
копилка новых сказок
мифология и аналитическая психология
копилка снов, грез и фантазий
ссылки на интересные ресурсы

гостевая книга

email:

theatr-skazok@yandex.ru

 

 

 

 

В роду не без урода

   - Я не уйду, - возразил Сверчок, - прежде чем не скажу  тебе  великую правду.
   - Говори великую правду, только поскорее.
   - Горе детям, которые восстают против своих родителей и  покидают  по неразумию своему отчий дом! Плохо им будет на  свете,  и  они  рано  или поздно горько пожалеют об этом.
(К. Коллоди «Приключения Пиноккио»)

В семье есть несколько отвергаемых персонажей. С одним из них мы уже познакомились – это Козел Отпущения. Есть и другие выходцы из Рода с плохой репутацией. Они давно известны – Блудный сын (он же Заблудшая Овца) и Паршивая Овца. Их легко спутать друг с другом за счет ощущения инаковости, исходящего от них, и беда многих семей в том, что эта путаница происходит на самом деле.
Еще раз вернемся к Козлу Отпущения – это жертва, приносимая Родом богу, и она должна быть достойна этого своей чистотой и непорочностью. Вот как об этом сказано в Ветхом Завете:
«20никакого животного, на котором есть порок, не приносите [Господу], ибо это не приобретет вам благоволения.
21И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, [или в праздники ваши,] из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней;
22животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень;»
(Лев, гл.22)

Козел Отпущения отпускается из стада во имя общего блага, он становится изгнанником, а, может, ходатаем, эмиссаром Рода перед высшими силами. Если его жертва осознанна и добровольна, он становится Спасителем.
Блудный Сын (Заблудшая овца), напротив, желанен для возвращения в лоно своего стада. В библейской притче младший сын получил от отца свою долю наследства и ушел из дома. Он прокутил свое состояние, пытался работать на чужих людей и едва не умер от голода. Это побудило его вернуться в лоно рода своего и просить прощения у отца. Тот обрадовался и заколол для праздничного пиршества жирного теленка. Старший брат, вернувшийся с трудов своих, был обижен на отца, почему тот для него не заклал и козленка и не рад его возвращению? Отец же ему ответил, что он всегда с ним и все, что он имеет, его, а младший был погибшим и воскрес. Суть Блудного Сына в его возвращении в Род и раскаянии, этим укреплении позиций Рода, признании великой притягательной его силы.  Возможно, этот пример близок к юнговскому архетипу Возрождения, кроме того, тесно связан со второй фазой процесса индивидуации – «восамлением». Об этом подробнее в главе о силах слияния Рода и разотождествлении.
Паршивая Овца всегда считалась опасной как источник заразы и подлежала изгнанию за пределы стада. Одна паршивая овца все стадо портит. Чем же она так опасна, что это за парша такая на ней? Паршивый (по словарю Ожегова) значит дрянной, никуда не годный. По Фасмеру парша сродни чесотке. По Далю паршивый еще и шелудивый. Все это мало продвигает нас в понимании природы семейной ПО. Есть только смутное подозрение, что этот член семьи в чем-то настолько преступает законы Рода, что становится несовместим с ним. Но ведь и закоренелый алкоголик может вернуться в семью и быть желанным в ней, это может быть наркоман и преступник. Где же та грань, за которой Блудный сын превращается в Паршивую Овцу, от которой надо просто избавляться? Может быть, эта грань является искусственной, условной, как приговор семейного суда, не всегда справедливого? И мне кажется, что иногда нагрешивший отпрыск квалифицируется (пусть с горем и болью) как ПО, и его не ждут, как БС. И он не возвращается, поверив в то, что он и правда ПО, отверженный изгой.

С Викторией!

Когда Вика родилась, кто-то из родственников или друзей на старинный манер поздравил молодых родителей «с викторией!». Это была очередная маленькая победа этой молодой семьи, уже имеющей собственный бизнес и старшего сына. Вика росла как маленькая принцесса, почти ни в чем не зная отказа, получила прекрасное образование, к тому же оказалась хорошенькой. Любовные приключения девушки на фоне ее капризного и строптивого характера рано заставили родителей  всерьез обеспокоиться ее будущим. Но у кого в наше время не бывает любовных приключений? Родители платили гинекологам и прощали дочь.
Все изменилось, когда она решила выйти замуж за человека намного старше себя, да еще, как это сейчас принято говорить, «лицо кавказской национальности». Вика ушла к мужу, и первые годы их брака были вполне счастливыми. Муж и сам неплохо содержал семью, да и родители, сменив гнев на милость, помогли дочери деньгами, чтобы купить квартиру. Единственное, в чем они оставались непреклонными, это в отказе видеть внуков. Их было уже двое - мальчишек, как две капли воды похожих на отца.
Все это было терпимо, пока муж Виктории не подсел на наркотики. Почему это произошло, трудно было понять Вике – сама она не увлекалась психотропными экспериментами. Пожалуй, в последнее время в его бизнесе возникло слишком много проблем, и неудача следовала за неудачей. Когда оказалось, что квартира отдана за долги, Вика с детьми оказалась на улице. Она обратилась к родителям. Они готовы были ее принять, но только без детей, и своего решения больше не меняли, даже когда старший мальчик утонул летом в пруду. В это время Вика жила в общежитии у какой-то своей приятельницы, переехавшей жить к мужчине. Вика была снова беременна от своего мужа. Как понять женщину? В такой трудной ситуации, да еще полностью разочаровавшись в отце своих детей, снова понести. Она вовремя обратилась к гинекологам, и были все социальные показания для аборта, но что-то ей помешало прийти вовремя, и ребенок остался.
На роды Вика поступила в срок, родила легко, как выплюнула, и уже на второй день после родов, затянутая и стройная, с красивой прической из роскошных своих волос, явилась в отдел семьи. За пособием на новорожденную дочку.
Грудь она ей не дала, объясняла акушерам, что у нее есть психологические причины непринятия ребенка. Жалости в ней уже не было к тому времени. Девочку она кормила смесью из бутылочки. Такие бутылочные дети уже были в социальном приюте, куда она поступила после родов. Кормили детей очень просто: поворачивали им головку на бочок и подкладывали бутылочки в наклонном положении, чтобы смесь легко стекала в ротик. Матери при этом уходили и занимались другими делами. Воспитателей таким женщинам не положено, они считаются взрослыми и дееспособными, а на вопрос психолога, не страшно ли им так оставлять ребенка одного, не может ли он захлебнуться смесью, пока их нет рядом, мамы пожимали плечами и отвечали, что все нормально.
Через пару месяцев Вика с детьми растворилась где-то в трущобах огромного города. Муж ее не появлялся. Социальные педагоги пытались помирить родителей с дочерью, но они на контакт не пошли и дочь больше знать не желали. Они снова победили, только горькой была эта виктория без Вики.
***
В этой истории трудно представить хэппи энд, хотя от души бы этого хотелось. Какое-то долгое время Вика считалась блудной дочерью и принималась обратно в семью, пока не «запаршивела», сойдясь с чужим для семьи и родив чужих детей. Вы скажете, что есть сколько угодно смешанных браков, и при этом детей принимают в род, даже если их отец (или мать) остается чужим и непринятым. И дети не становятся паршивыми овцами в собственном стаде. Так и есть во многих случаях. А здесь получилось вот эдак.
«Запаршиветь», значит нахвататься чуждости, «плохих» генов, нести «заразу» в свой «чистый» род. В данной истории видна относительность понятия ПО по сравнению с БС. В воле родителей было отдалить эту грань, принять к себе чудесных маленьких детей – черноглазых и кудрявых, и этой доброй воли не было. Трудно судить о причинах такой позиции родителей, крепких и благополучных с социальной точки зрения. Однако налицо ксенофобия, страх чуждого, Война как основной сюжет, в котором живет семья, гомеостаз их замкнутой системы вместо гомеокинеза открытой и развивающейся. Плотность границ, ригидность, остановка в развитии, засыхание ветви рода. Сто лет одиночества Маркеса.
Вернемся еще раз к притче о блудном сыне. Почему отец больше почестей воздал блудному, чем верному сыну, который свято соблюдал установленный порядок? Отец, казалось, дал ответ, но весь ли? Старший был верен роду и ни в чем не изменял агрегатное состояние среды, а младший смешался с внешним миром, отдал в него свой капитал и, вероятно, что-то вместо этого привнес в свой род. Рыжий Дурень, наверное, поглумился бы здесь: «Триппер привнес, что же еще!». Триппер триппером, а, не исключено, что иммунитет к трипперу берется там же, где и сама болячка. А надо?
Обратимся к фольклору. Вот сказка из сборника Афанасьева «Волшебное кольцо». Напомню вкратце содержание. Умер отец, осталась вдова с сыном Мартынкой и маленькой заначкой в кубышке. Послала вдова сына на базар, чтобы еды купить, а Мартынка на все деньги выкупил собаку, испортившую говядину, и кота, столь же шкодливого, которых собирались убить. Мать за это выгнала его из дома и велела самому зарабатывать. (БС не обязательно уходит сам, но он непременно согрешил в глазах рода, расточив его ценности). Мартынка работает три года на попа и в конце получает право выбрать награду – или мешок серебра или мешок песка. Мартынка выбирает песок и уходит. В лесу он засыпает песком пламя костра и спасает от смерти дочь змеиного царя, которая томилась в этом пламени. За это он получает в награду от ее отца волшебное кольцо, исполнитель желаний. Двенадцать молодцев за одну ночь могут сделать все что угодно. С этим Мартынка возвращается к своей матушке и живут они теперь богато. Потом у Мартынки были еще приключения, но они уже из области другого сюжета. А здесь мы видим, что расточительный БС, явно причинивший ущерб своему роду, тем не менее, приобрел взамен куда большие сокровища. С точки зрения генетики этот имущественный бартер – не что иное, как обмен генами и получение свежей крови из внешнего мира, профилактика накопления патологических генов и вырождения. Нам известны судьбы знатных родов Европы, в которых накапливались гемофилия и умственная отсталость от слишком частого кровосмешения между близкими родственниками. Зато при этом оставались власть и богатства в семье.
Только БС может обогатить свой род свежей и здоровой кровью. Триппером, конечно, тоже. И возвращение такой Заблудшей Овцы в стадо – по большому счету благо с точки зрения Рода и ветхозаветных пращуров. А вот где грань между БС и ПО, определяет в каждом случае его семья. Это зависит от размеров ее чаши терпения и терпимости, толерантности, как говорят в последнее время.

 

обратно к содержанию

 

Сайт создан в системе uCoz