Хель - владычица мира мертвых

Дом Хель

Сайт посвящен мифам и аналитической психологии, сказкам и сказкотерапии, магии, как психотерапевтической практике, а, главное, людям, которым все это интересно

  Витрина Елены Прудиус

 

главная страница
о хозяйке
книга "У источника Урд. Рунный круг в сказках и мифах"
сказкотерапия и сказки
копилка новых сказок
мифология и аналитическая психология
копилка снов, грез и фантазий
ссылки на интересные ресурсы

гостевая книга

email:

theatr-skazok@yandex.ru

 

 

 

 

Бабушки  и ведьмы

Бабушка это ласковое от простой бабы. Баба – сущность весьма амбивалентная - как фемининная, так и маскулинная, воюющая при нужде, потере кормильца, который стал воином. А бабушка (и, дедушка, наверное) свое уже отвоевала и, стремительно утрачивая свою сексуальную идентификацию, приближается к способности принятия многого такого, о чем раньше даже не могла бы помышлять, как о приемлемом. Не зря о бабушках говорят, что они любят своих внуков особенно, не так, как своих детей. Они просто любят их, как своих, по принципу «хоть сопливый, да свой», и этим являют благословение Рода на явление нового ребенка. Эту любовь трудно переоценить. Любовь матери и отца все-таки во многом оценочна, они жаждут сбывания своих грез, а бабушка в идеале уже прошла этап разотождествления с ними, и воспринимает ребенка просто как свою кровиночку. Кроме того, она богата своим жизненным опытом, знанием, мудростью. Знание, ведомое Любовью, может быть большой позитивной силой для развития ребенка и жизни всей семьи. Мы узнаем здесь юнговского Сенекса в ипостаси доброго волшебника.
Значение бабушки в семье поэтому трудно переоценить. Ребенок в ее обществе отдыхает как в санатории (прошу заметить, что это относится не к каждой вообще бабушке, а отвоевавшей свое). Иногда это сердит родителей, они думают, что бабушка разбалует ребенка, и он действительно, возвращаясь от нее к маме, может сначала скандалить и требовать прежнего санаторного режима. Но подумайте о том, что где-то ему надо залечивать раны, полученные на фронтах родительских войн. Войны папы и мамы, как молодых и полных физических сил существ, какой-то период их социального становления неизбежны, и малыш тогда стремится в зону истинно прокреативную, в которой пакт о ненападении уже ратифицирован и сомнению не подлежит. Он там восстанавливается и залечивает свои раны, которые ему невольно наносят даже самые любящие родители, если они находятся в сюжете Войны – между собой ли или с кем-то из внешнего, как им кажется, мира.
Не все бабушки, однако, таковы…

Все девки хороши…
(из дневника Squaira, тэг «дорожные заметки»)

  У каждого народа свои фишки, так вот мне кажется, что на Украине, если выбрать только три из них, ими окажутся: сало, самостыйность и ведьмы. Опустим первые две, потому что с ними я мало сталкивалась в пути. А вот ведьмы…
Немного об истории вопроса. Она открылась для широких масс населения с легкой руки Н.В. Гоголя его «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и образом несравненной Солохи. Откуда же берутся ведьмы? Начнем с девок - и по сей день краше украинских девиц еще поискать надо, знатоки утверждают, что красавиц можно с Украины тоннами вывозить. Оставим перевод красавиц в живой вес на совести знатоков и остановимся перед таким фактом, что с годами красота как-то незаметно переходит в этакую вредность, что традиционно одно из европейских мест шабаша ведьм и прочей нечисти (кроме Блоккулы и Броккена) привязано к Лысой Горе биля Киева. Мне неизвестна алхимия этого превращения, может быть, ведьмами делаются как раз не блещущие красотой девы, но, в общем, это не особенно существенно. Возможно, это как-то связано с повышенным пристрастием украинских хлопцев и мужиков к самостыйности и салу (а равно к галушкам и вареникам), но я не уверена.
В утреннюю электричку садилось безумно много народу, в том числе бабки с тележками, нагруженными сумками и ящиками. Бабки ехали, видимо, на базар. Одна из них металась перед ступеньками того вагона, куда намеревалась попасть ваша покорная слуга. Бабка энергично взывала о помощи к прочим путешествующим, но почему-то никто из местных не спешил откликнуться. Мое воспитание не позволяло оставить бабку в ее бедственном положении, и я втащила ее котомки и коробки в тамбур вагона, получив короткую благодарность быстроглазой старухи. Продолжение истории разворачивалось уже внутри вагона. Бабка влезла туда со своей тележкой и цепким взглядом быстро оглядела окрестности.  Окрестности были уже захвачены другими бабками и тетками* с их поклажей. Мне казалось, что уместным для бабки действием была бы просьба к тетке, сидящей на крайнем сидении, подвинуться. Но нет, ничего подобного, бабка просто предложила ей покинуть место и уйти куда-нибудь в вагон. Тетка всполошилась и начала предъявлять решительной старухе собственную тележку с единственной, правда, сумкой. На бабку этот аргумент не произвел ни малейшего впечатления, и она продолжала бойко теснить более молодую соперницу. Потом, ввиду стойкости последней, решила попытать счастья с другой стороны прохода, кинув пристальный взгляд на сидящую там бабку примерно такого же возраста. Сидящая бабка №2 ответила ей не менее активным взглядом и сходу заявила, что никуда она отсюда не пойдет, пусть та и не рассчитывает. Вредная бабка №1 не унималась и доказывала, что у нее сумок больше, чем у той. Шум поднялся такой, что один совершенно трезвый по всем признакам пожилой мужик не выдержал и прервал сеанс экзорцизма, гаркнув на изгоняющую бабку №1:

  1. Замолчи, сука!

  В вагоне ахали и ржали, бабка теперь уже молча рассаживалась и теснила в угол первую свою жертву, забивая уплотняемое пространство своей кладью. Минут через десять вагон обрел, наконец, относительное равновесие. Надутая тетка терзала в углу газету, лелея свою астму или язву, бабка №2 презрительно щурилась на бабку №1 («накося – выкуси, и не таких заламывала»). Бабка №1, шевеля губами, сосредоточенно пересчитывала веточки сушеного шалфея из развязанного веничка. Наверное, чтобы не продешевить на базаре. Или наводила порчу на своих врагов. А я, согнувшись над блокнотом, дописывала репортаж с места происшествия и вспоминала инфернальную блондинку Настю.

* Тетка – та же бабка, только моложе лет на 5-15

 ***
Как видно, архетип Валькирии и сюжет Войны (как и любой другой) может быть чрезвычайно стойким и неохотно уступает место другим образцам отношения к жизни. Даже когда появляется знание, жизненный опыт, он может руководствоваться зафиксированной потребностью в разрушении, а не любовью. Поэтому бабушка бабушке рознь. И есть бабушки, а есть ведьмы. В данном случае в традиционном понимании как опытной и злой женщины. Знание – опасная сила, все зависит от того, в чьих оно руках. Сенекс бывает и злым волшебником. В реальной бабушке, по-видимому, действует смешение архетипов Материнской Любви, Валькирии и Сенекса, и периодически одерживает верх то один, то другой. Никто не может быть вполне хорошим и мудрым всегда.
И с архетипической точки зрения настоящей мотивированной матерью становится именно бабушка с ведущим архетипом Материнской Любви, а биологическая мама еще долго может пребывать в Девах или Валькириях. Во многих традиционных культурах воспитанием детей занимались именно бабушки, а молодые мамы использовались на работах во благо племени или барина.
Эта материнская сущность бабушек приводит нас к образам сберегающей Утробы и кормящей Груди. С точки зрения традиционных культур это тоже не является нонсенсом: бабушки нередко кормили своих внуков грудью в самом прямом смысле, когда в этом возникала необходимость.

Случай с одной бабушкой
(из дневника Squaira, тэг «семья»)

Кое-что меня недавно поразило. У моей приятельницы родился внук, ему было уже около года, мать еще кормила его грудью, а бабушке пришлось пройти на работе очередной профосмотр. Гинеколог обнаружила у нее выделения из сосков и озабоченно взяла их на гистологию. А бабушка легкомысленно брякнула, что, мол, ее дочь сейчас кормит грудью ребенка. Гинеколог снова озабоченно на нее взглянула, мол, все ли у вас дома, сударыня? В огороде бузина, а в Киеве – дядька. А на гистологии обнаружились молозивные тельца, т.е. бабушка действительно «доилась» параллельно с дочерью и при необходимости могла заменить ее для ребенка. Хотите - верьте, хотите – нет. Уж зачем это самой бабушке или природе? Или это заложено в природе истерички – физиологически имитировать все очень значимое для себя, подгонять состояние организма под свою самую яркую грезу? Приятельница – женщина славная, но, как и многие из нас, слегка истеричка. Не в обиду ей будет сказано. Может, это не так уж и плохо в некоторых случаях. Истеричка может разыграть паралич, глухоту, слепоту или самый настоящий гипертонический криз, но с тем же успехом может сыграть и полезную роль. У нее гибкая психика и послушный организм, так что на них можно сыграть почти любую партитуру. Пожалуй, я на стороне истерички.
***
Любая ли бабушка способна на это? Видимо, все-таки нет, она должна быть еще достаточно молодой физиологически, чтобы дублировать дочь. Ведь нередко бывают случаи, когда почти одновременно рожают и дочь и мать. А что касается женской истерии, как великого имитатора, то, видно, как и любая палка, она о двух концах.
Что же касается опасности «избаловать» ребенка бабушкиной добротой, то вряд ли так страшен черт, как его малюют. Ребенку предстоит жить и соприкасаться, иной раз очень тесно, с разными людьми, со всем многообразием их характеров и стилей поведения. И общение в раннем возрасте с разными людьми готовит его к этой нелегкой задаче, помогает развивать качества гибкости, толерантности, принятия чужих особенностей (если, конечно, родители способны принять особенности собственной бабушки). Просто надо не огорчаться, что дитя пошумело маленько после пребывания в бабушкином санатории, а порадоваться, что ему там было хорошо, и что будут потом еще другие люди, с которыми ему будет хорошо, и это не будет для него плохо и запретно.

 

обратно к содержанию

 

Сайт создан в системе uCoz