Хель - владычица мира мертвых

Дом Хель

Сайт посвящен мифам и аналитической психологии, сказкам и сказкотерапии, магии, как психотерапевтической практике, а, главное, людям, которым все это интересно

  Витрина Елены Прудиус

 

главная страница
о хозяйке
книга "У источника Урд. Рунный круг в сказках и мифах"
сказкотерапия и сказки
копилка новых сказок
мифология и аналитическая психология
копилка снов, грез и фантазий
ссылки на интересные ресурсы

гостевая книга

email:

theatr-skazok@yandex.ru

 

 

 

 

Елена Прудиус

Семья – символика цвета и цветовая магия

Если рассматривать семью изначально, de arche, то ее основной принцип в соединении двух разных, противоположных начал, дополняющих друг друга. Отвлеченный символ этого процесса – hierosgamos, священный брак между Небом и Землей и начало теогонии. Есть и цветовая символика этого чудесного и многообещающего процесса, хотя надо сказать, что в разных культурах она не вполне однозначна.
Мы знаем о черном и белом – это, пожалуй, одна из позднейших в культуре пар – жених - черный фрачник, невеста в белом. Это самая жесткая дихотомия, без полутонов, крайне трудная в примирении. Похоже на отсутствие атмосферы и полное отсутствие светового рассеивания. Безусловно трудный вариант для совмещения. К счастью, иногда жених одет в менее жесткой цветовой гамме. И, если вы заметили, на современных свадьбах почти обязательно большое сердце из воздушных шариков красного и белого цвета. Тут мы уже несколько ближе к искомой гармонии, как это увидим из дальнейшего путешествия по закоулкам истории.
Древние народы на всех континентах имели представление о радуге как о змее, пьющей воду после дождя и спасающей от потопа, качающей воду в море, иногда зловредной, опасной, и, безусловно, наделенной огромной силой.
Древние китайцы представляли радугу как двух драконов с головами на обоих концах; существовало разделение на радугу-хун - дракона-самца (с преобладанием светлых тонов) и на радугу-ни – дракона-самки (с преобладанием темных тонов). В Африке некоторые народы также считали радугу состоящей их двух змей – синей женского рода и красной – мужского, есть упоминания о зеленой и красной змее. Как бы там ни было, распространенным мнением являлось представление о двойственной природе радуги, о соединении в ней женского и мужского начал, причем, мужское представлялось обычно более светлым и ярким, связанным с красной частью спектра.
В древней Индии представления о двух взаимодействующих сущностях были оформлены в тантрической традиции и ее графическом воплощении, Лестнице Лотоса из семи чакр, расположенных вдоль центрального энергетического канала сушумны. Вокруг сушумны делают три с половиной витка два боковых канала: белый, ида (от левого яичка к правой ноздре) и красный, пингала (поднимается от правого яичка к левой ноздре). Ида связана с лунной сущностью, прохладой и питанием, пингала – с солнечной, огненной, иссушающей. Целью Тантры является пробуждение змеи кундалини, которая обитает в первой чакре, и побуждение ее к подъему вверх с пробуждением следующих чакр и развитием человека в его духовной, душевной и телесной гармонии. Мы снова видим отношения красного и белого цветов. Т.е. во всех парных сущностях непременно присутствует красный цвет, а дополнительный к нему варьирует от цветов темной части спектра до белого. Казалось бы, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Посмотрим все же дальше.
Известно, что в качестве модели процесса индивидуации К.Г. Юнг обнаружил алхимический процесс получения философского камня, который он воспринял как метафорическое выражение развития личности. Мы не знаем, что имели в виду средневековые алхимики на самом деле,  но эта модель весьма помогла Юнгу в развитии теории и практики аналитической психологии. А мы обратимся к цветовой символике процесса.
В начале всего алхимики видели prima materia, первичную, грубую, недифференцированную материю, которую изображали в виде Муркурия, ведущего двух зверей – одноглавого дракона и зеленого льва. В последующих процессах растворения и разделения на сущности мы встречаемся уже с красным львом и серебряным (белым) орлом. Красная и белая сущность продолжают процесс перегонки и очищения сначала в стадии нигредо с образовании черного облака паров, затем в стадии альбедо, полного очищения и, наконец, соединяются красный король с красной лилией в руках и королева с белой лилией в руках в стадии рубедо.

Являлся красный лев, — и был он женихом,
И в теплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их в сосуд перемещали*.
(И.В. Гёте. Фауст. Ч. I. Перевод Н. Холодковского).

Первичная (цветная) материя постепенно очищается, облагораживается до белой и всеобъемлющей своей сути, и ее судьба – в слиянии с красным началом. В скандинавской мифологии это хорошо видно из космогонического мифа, согласно которому, первый хримтурс Имир (аналог перволюдей Пуруши и Паньгу) зародился из взаимодействия инея (белого) и огня (красного) Муспелльсхейма: «Тогда сказал Высокий: «Когда реки, что зовутся Эливагар, настолько удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла подобно шлаку, бегущему из огня, и стала льдом, и когда окреп тот лед и перестал течь, яд выступил наружу росой и превратился в иней, и этот иней слой за слоем заполнил Мировую Бездну».
И сказал Равновысокий: «Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма».
Тогда сказал Третий: «И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда ж повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром. («Младшая Эдда» Снорри Стурлуссона).

Символика сочетания белого и красного пронизывает историю и культуру регулярными стежками. Так, у славянских народов белые свадебные рубахи вышиваются красной ниткой, распространена красная вышивка и на полотенцах, рушниках. В легенде о Парцифале (и у Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха) подчеркивается сочетание красных доспехов Парцифаля-Персиваля и белого платья Кондвирамур-Бланшефлер (имя последней и значит «Белый Цветок»). В путешествии Парцифаля один из ключевых моментов – интеграция странствующего рыцаря в общество круглого стола короля Артура, происходит после того, как он застыл от зрелища трех капель крови на снегу, которые уронила раненая птица. Вспомним также, что в нашей Гражданской войне начала двадцатого века основными противоборствующими непримиримыми силами были «красные» и «белые».
У молдавского народа есть легенда о Мэрцишоре, весеннем цветке (мэрць по молдавски – март), который расцвел на месте капли крови, которая упала с ножки Весны-Примэвары, уколовшейся об острый снежный наст. То были козни уходящей Зимы. Мэрцишор традиционно исполняют, используя белый и красный цвета, что символизирует единство двух стихий, двух противоборствующих и нераздельных сущностей. Этот символ дарят другу близкие и доброжелательные люди первого марта каждого года и носят, не снимая, десять дней. Хорошо подарить его своему любимому человеку, своей «половине», детям. Все эти десять дней в Молдове большой праздник культурных и фольклорных традиций и вообще время прекрасного настроения.
Мэрцишор можно сделать самим из белых и красных шелковых ниток. Трубка (толстый фломастер) оборачивается сначала бумагой, на которую наматывается небольшая бухта ниток одного цвета, потом снимается с трубки вместе с бумагой (так гораздо легче, чем без нее), с бумаги бухта снимается на булавку и перевязывается посередине нитью того же цвета. Затем петли с двух сторон разрезаются и получаются две пушистые кисточки, которые разглаживаются горячим утюгом в развернутом в круг виде. Два таких цветка, белый и красный, связываются скруткой из белой и красной нити, затем эта скрутка завязывается бантиком, и такой мэрцишор прикалывается на одежду. Дарить их друг другу можно все первые десять дней весны. Вот как выглядит самодельный мэрцишор -

Мэрцишор 1 Мэрцишор 2


Попробуйте подарить его тому, с кем хотите гармоничных отношений и удачи вам!

  1. обратно в мифологию

 

Сайт создан в системе uCoz