Хель - владычица мира мертвых

Дом Хель

Сайт посвящен мифам и аналитической психологии, сказкам и сказкотерапии, магии, как психотерапевтической практике, а, главное, людям, которым все это интересно

  Витрина Елены Прудиус

 

главная страница
о хозяйке
книга "У источника Урд. Рунный круг в сказках и мифах"
сказкотерапия и сказки
копилка новых сказок
мифология и аналитическая психология
копилка снов, грез и фантазий
ссылки на интересные ресурсы

гостевая книга

email:

theatr-skazok@yandex.ru

 

 

 

 

Елена Прудиус

Миф о Нарциссе в контексте тантрической традиции

  Дж. Кэмпбелл в своем «Мифическом образе» рассказывает о специфике пятой чакры – Вишуддхи (той, что на уровне гортани) и приводит описание упражнений тибетской традиции из «Йоги иллюзорного тела». «…Ее цель заключается в том, чтобы на собственном опыте  - не опираясь на чужие рассказы или слепую веру – постичь, что все внешние формы суть пустота. Человек рассматривает отражение своего тела в зеркале и размышляет (как предполагается в тексте) «о том, что этот образ порождается в определенных обстоятельствах сочетанием различных факторов – зеркала, тела, света, пространства и прочего. Это объект «зависимого возникновения» (пратитья-самутпада), лишенный собственной сущности, имеющий внешнюю форму, и все же пустой…» После этого адепт размышляет о том, что его собственное «я», каким он его знает, также является только внешней формой.
Точно также можно медитировать с помощью эха. Необходимо отправиться в такое место, где эхо звучит особенно раскатисто, а «затем громко произносить многочисленные приятные и неприятные слова самовосхваления и самоуничижения, наблюдая при этом за своими откликами удовольствия и неудовлетворенности. Такая практика позволяет быстро осознать, что все слова, как приятные, так и неприятные, столь же иллюзорны, как и само эхо».
Все это очень напоминает миф о Нарциссе, о его самолюбовании (самонаблюдении) в зеркале ручья, и историю, связанную с нимфой Эхо, которая при этом теряет телесную оболочку, она не столько становится жертвой любви к прекрасному юноше, сколько немного опережает его на пути тантры в совместных упражнениях.
Вернемся еще раз к пятой чакре. Кроме «Йоги Иллюзорного Тела», к практикам этого уровня относится Йога Сновидений, задачей которой является постижение сущности сновидений. В конце рассуждений Кэмпбелла: «Йогу Сновидений следует считать дополнительной практикой Йоги Иллюзорного Тела… ибо таким путем человек может со временем покорить привязанность ко времени, проявляющуюся в разделенности состояний Сновидения и Бодрствования. …В действительности человек при этом переходит к состоянию Глубокого Сна без Сновидений с сохранением сознания» Дальше Кэмбелл говорит о тех состояниях, к которым приводит выполнение задачи пятой чакры – это прозрение шестой чакры – обусловленный восторг (савикальпа самадхи), за ним следует высшее просветление седьмой чакры – безусловный восторг (нирвикальпа самадхи). Не будучи лингвистом, я не имею достаточного права судить о родстве слов Нарцисс (греч. Narkissos), наркотический (от narke – «оцепенение»), но возникает картина оцепеневшего над зеркалом воды Нарцисса (в состоянии глубокого сна без сновидений). Родственны ли эти слова санскритской нирване (игра слогов «нар»-«нир») – вопрос и вовсе фантастический.  
Куда же движется дальше Нарцисс, если продолжать аналогию этого мифа с тантрической традицией? Вернемся к Кэмбеллу, теперь уже к описанию сущности шестой чакры, имя которой Аджня. «Как поясняет Рамакришна, «когда разум достигает этого плана, человек днем и ночью становится свидетелем божественных откровений. Однако даже после этого остается слабое осознание «я». Увидев единое проявление, человек, можно сказать, сходит с ума от счастья и стремится стать единым с этой всепроникающей Божественностью, но не может достичь этого. Это можно сравнить со светом лампы за стеклом: человеку кажется, что он вот-вот коснется света, но разделяющее их стекло этому препятствует». Нарцисс склоняется над зеркалом воды и всматривается в отражение.
«Если устранить то стеклянное препятствие, о котором говорил Рамакришна, то и наш Бог, и мы сами взорвемся светом – подлинным светом, единым светом вне наименований и форм, вне мышления и ощущения, и даже вне концепций «бытие» и «небытие».
…Санскритское понятие Ниргуна Брахман, «Лишенный Каких-Либо Качеств Абсолют», указывает на осознание седьмой чакры. Этот лотос – Сахасрара, «Тысячелепестковый» - обращен цветком вниз и источает нектароподобные лучи, горящие ярче света луны; в его центре, ослепительном, как вспышка молнии, находится последний треугольник-йони, а в этом треугольнике, надежно укрытая и трудноступная, спрятана великая сверкающая пустота, которой служат все боги». Нарцисс преодолевает стеклянную преграду зеркала ручья, падая в великую пустоту небытия. Только прекрасный цветок остается символом завершения его пути.
Предложенная вашему вниманию аналогия м.б. вполне законна с точки зрения единой индо-европейской традиции, и с этой точки зрения Нарцисс вовсе не самовлюбленный эгоист, а адепт Тантры, совершающий путь-восхождение Кунладини, и находящийся относительно близко к его завершению.
Всегда интересно, что может быть в тех или иных измышлениях, кроме изящных или скандальных сопоставлений, словесных па и пируэтов, что же в высказанном имеет отношение к жизни в ее грубых, травматических и ранящих аспектах. Этот вопрос задает внутренний психоаналитик, которому небезразлично, как употребляется знание, которым исполнился читающий набор букв.
Наркоман во всех своих ипостасях, т.е. индивид, цепенеющий от своей специфической причины, не тот ли это Нарцисс, который погружается в зеркало своей матери, богини ручья, устремляясь в вечность? И есть смысл разделить в этом контексте адептов Тантры, проходящих последовательно все этапы восхождения Кундалини, имеющих возможность прочувствовать жизнь на каждой степени ее длинной лестницы во всех ее прекрасных и ужасных аспектах, и только тогда получающих право и возможность соединиться с собственным блаженством. Здесь я утрирую цель тантрической традиции вполне намеренно, т.к. любой из нас может задешево познать narcosis и нирвану, минуя все предыдущие стадии развития, безбожно грабя самих себя. Каким был истинный Нарцисс – адептом или примитивным самовлюбленным халявщиком, можно только гадать, но процедуры пятой чакры миф нам все же передает.

обратно в мифологию и аналитическую психологию

 

 

Сайт создан в системе uCoz