Елена
Прудиус
Заметки
о романе Дж. Фаулза "Волхв"
(попытка
психологического анализа)
Это попытка вызвана чувством сильного дискомфорта после прочтения
романа и побуждением разобраться в его причинах. По ходу знакомства
с романом чрезвычайно чувствительно возник контраст между началом
его, полным жизни, и дальнейшим развитием сюжета, вызывающим растерянность,
дезориентировку и ощущение полной незавершенности несмотря на формально
существующий финал.
В сюжете явственным подтекстом выступает бессмысленная жестокость
судьбы или ее жестокая бессмыслица. Автор сам говорит в предисловии
о том, что в "Волхве" смысла не больше, чем в пятнах Роршаха.
Что же он имел в виду, создавая роман, о чем должен сам догадаться
читатель?
По ходу чтения восприятие сюжета меняется от реалистического к мистико-духовидческому,
затем через детективно-героическое к патологически-искаженному.
С точки зрения психиатра это отражение картины заболевания от нормы
через пограничное состояние к развернутой картине болезненного погружения
в мир грез. Живые, емкие и упругие по началу переживания главного
героя Николаса и картины его отношений с Алисон становятся все более
схематичными, упрощенными и уплощенными, омертвевающими вплоть до
финальной сцены, в которой надежды на духовное возрождение героя
представляются совершенно уже невозможными, несмотря на предшествующее
"очищение" через отношения с Джоджо и Кемп и заключительное
латинское двустишие:
Завтра
познает любовь не любивший ни разу,
И тот, кто уже отлюбил, завтра познает любовь.
Кемп и Джоджо призваны автором олицетворять теплую и человечную
реальность жизни, противостоящую театральной красивости основного
сюжета жизни героя. Но при всех намеках автора на смысл включения
в сюжет живыми они не воспринимаются, как и возникшая из небытия
Алисон. Безнадежной скукой веет от концовки романа, и не потому,
что нет четко очерченного "хэппи энд", не потому, что
сюжет явно не закончен. Аналог подобной незавершенности есть, например,
в романе А. и Б. Стругацких "Жук в муравейнике":
"Стояли
звери около двери,
В них стреляли - они умирали".
Это тоже незавершенный роман, роман, ставящий громадную интеллектуальную
и нравственную проблему, роман, не дающий ответа на поставленный
вопрос, просто иллюстрирующий фрагмент жизни, такой, какова она
есть - порой страшно несправедливая с нашей человеческой точки зрения,
забирающая последнюю надежду и все же прекрасно-пьяняще непредсказуемая.
И все же "Жук в муравейнике" встает как вопрос правомерный,
живо интригующий, крайне актуальный. "Волхв" же оставляет
за собой чувство недоумения, неуместности, неприкаянности, отсутствие
другого, не менее важного плана развития сюжета, в котором бы отражались
изображенные автором картины. Нет отражения, нет противопоставления
- нет постановки проблемы. Будущее главного героя и его пассии в
конце романа больше не представляет интереса, как судьба сухой змеиной
кожи, обитательницу которой только что съели.
Фаулз строит сюжет таким образом, что все происходящее с героем
как бы вполне объяснимо с точки зрения реальных событий, хотя более
всего эта история напоминает структуру паранойяльного бреда, сочетающего
идеи эротомании и мании величия, обнаруживающего в каждом последующем
эпизоде тайных подозрений и предположений главного героя, возникающих
из событий предыдущих, отраженных все более искаженным мышлением
главного героя. Сюжет романа представляет собой, таким образом,
пищу для психоаналитика, как ортодоксального, так и юнгианского,
мало того, здесь уместно вспомнить о судьбоанализе Л. Сонди с его
трактовкой базовых влечений человека. Судя по структуре символики
событий главного героя он находится в доминанте преимущественно
сексуального (садо-мазохистского) влечения, что соответствует стремлению
к Танатосу-Мортидо. Можно предположить, что бред безумца приведет
его к концу столь же печальному, что случился у героя Венички Ерофеева
в его незабвенной трагикомедии "Москва-Петушки". В этом
плане можно провести сопоставление сюжета романа с другими произведениями
жанра психопатологической литературы, например, Б.О"Брайен
в своем "Путешествии в безумие и обратно" и В. Пелевин
в романе "Чапаев и Пустота" описали галлюцинаторно-бредовую
симптоматику и варианты развития личности героя. Если даже не вспоминать
Достоевского с его Раскольниковым. В последних романах есть кроме
таланта (гения) авторов, в чем, безусловно, не откажешь и Фаулзу,
элементарное внимание к читателю, участие в судьбе не только героя,
но и того, кто отождествит себя с ним. В этом плане сюжет "Волхва"
выброшен на растерзание и поругание, либо ждет того, кто настолько
проникнется его судьбой, что даст себе труд поднять его и вдохнуть
свою жизнь в его мертвеющее тело.
Можно понять, что автор отражает в книге свои фантазии и переживания,
и он при этом действует - он пишет о них. В этом смысле роман мог
нести исцеляющую функцию по отношению к своему создателю, освобождая
его от груза невысказанных внутренних переживаний. Автор отождествляется
со своим героем и начинает действовать в том сновидении, творцом
которого сам же является. Так, как действуют, например, герои С.
Кинга - писатели, да и не только писатели. Николас тоже действует,
он занимается расследованием своей странной ситуации, но не стремится
найти что-либо, отличное от довлеющей над ним картины мира. Этим
он и отличается от героев С. Кинга, которые угадывают грань между
бесчеловечностью мрака и сердечностью истинно человеческих отношений.
По Юнгу есть два рода литературно-художественных произведений: одни
из них представляют собой преимущественно проекцию болезненных состояний
автора и являются не столько произведением искусства, сколько материалом
для анализа, другие кроме личностного аспекта затрагивают область
коллективного бессознательного, базовых архетипических сюжетов и
связывают частности происходящего с проблематикой вечности, выводят
из погруженности в себя в контекст целостного мира. Это дает и автору
и читателю шанс на дальнейший поиск и выбор. Фаулз в сюжете романа
использует множество архетипических образов, но они камуфляжны и
представляют собой на поверку спектакль, грубую инсценировку. Интересно,
что театрализованные представления во снах типичны для пациентов
в начальной стадии бредообразования (В. П. Самохвалов "Психоаналитический
словарь и работа с символами сновидений и фантазий"), причем
сновидец не имеет возможности вмешаться в происходящее в инсценировке.
Вместе с тем, роман имеет стойкое "послевкусие", что свидетельствует
о самобытности и жизненной силе материала, из которого он создан.
Самое естественное желание в отношении этого романа, чтобы появилось
его продолжение, в котором сюжет получит дальнейшее развитие, обретет,
наконец-то смысл и рассеет туман погруженности в полную безнадежность.
Что станет дальше с безумцем Николасом, погруженным в собственную
бредовую систему, есть ли малейший намек на выход в содержании его
фантазий? Может, именно к работе над этим вопросом побуждал нас
Фаулз? Если, конечно, не становиться на позицию ксенофоба и не свалить
в корзину то, что не является привычным или понятным априори.
обратно в мифологию и аналитическую психологию