назад

Леонид Огороднов, Кристина Щурова

Мифодрама "Война асов и ванов".


Наш интерес к скандинавской мифологии и культуре с точки зрения психотерапевтической работы обусловлен несколькими причинами. В скандинавской мифологии четко прорисован пантеон богов, хорошо охарактеризованы их функции, что в терапевтической работе позволяет использовать их как архетипические фигуры или ролевые модели. Богатство сюжетов дает возможность использовать их для воспроизведения проблемных ситуаций клиентов. Технический арсенал психотерапевта можно расширять за счет привлечения элементов языческих ритуалов, использования гадательных и магических практик (руны) и правил скальдической поэзии.
Выбор мифологического сюжета для мастерской в рамках Морено-фестиваля 2004 был произведен просто. Поскольку скандинавы полагали, что мир, населенный одной из рас богов, ванами, располагается в Танаисе (ныне - археологический музей-заповедник близ Ростова), мы решили провести там мифодраму на сюжет войны между асами и ванами. ("С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис... Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов". Снорри Стурлуссон, "Круг Земной", "Сага об Инглингах"). Выбор сюжета оказался актуален и с точки зрения темы Фестиваля: "Межкультурный диалог против межкультурной розни".
При разработке плана социодраматического действия мы опирались на текст "Старшей Эдды" и "Круга Земного" Снорри Стурлуссона. Вот как излагает причину конфликта "Старшая Эдда":

Помнит войну она
первую в мире:
Гулльвейг погибла,
пронзенная копьями,
жгло ее пламя
в чертоге Одина,
трижды сожгли ее,
трижды рожденную,
и все же она
доселе живет.

Хейд ее называли,
в домах встречая
вещей колдуньей
творила волшбу
жезлом колдовским;
умы покорялись
ее чародейству
злым женам на радость.

Здесь речь идет о том, что среди асов, богов неба, появляется колдунья. Ее имя, Гулльвейг, означает "Жажда золота". Она послана ванами смущать умы богов и людей. Ваны - это боги земли, плодородия, богатства, сексуальности. Ваны - более древняя раса богов и их распрю с асами можно понимать как борьбу за территорию и за влияние на умы людей. Асы пытались убить Гулльвейг, сжигали и пронзали копьями, но она трижды восставала - жажду золота не так просто уничтожить. В общем виде, под "жаждой золота" можно понимать стремление к власти.
Появление Гулльвейг под именем Хейд и ее волшбу мы проинтерпретировали как проявление сексуальных, в том числе инцестуозных инстинктов. Дело в том, что магия ванов, по мнению многих исследователей, была основана на сексуальных ритуалах. Что касается инцестуозных связей, в "Саге об Инглингах" читаем:

"Когда Ньёрд был у ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у асов был запрещен брак с такими близкими родичами".

В "Перебранке Локи" ("Старшая Эдда") Локи также обвиняет Фрейю в связи с Фрейром.
Эту ипостась искушения мы назвали Похоть.

Далее сюжет развивается так:

Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться
стали священные:
стерпят ли асы
обиду без выкупа
иль боги в отмщенье
выкуп возьмут.

Консолидированного решения принято не было, и тогда

В войско метнул
Один копье,
это тоже свершилось
в дни первой войны;
рухнули стены
крепости асов,
ваны в битве
врагов побеждали.

Снорри Стурлуссон в "Круге Земном" описывает эти события несколько иначе:

Один пошел войной против ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за асами, то за ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека (Снорри Стурлуссон, "Круг Земной", "Сага об Инглингах").

По другой версии, в знак примирения от ванов в Асгард отправился только Ньёрд, а Фрейя и Фрейр родились уже в Асгарде от великанши Скади. Мы решили, что в нашей социодраме представителями ванов будут Ньёрд и Фрейя.
Ньёрд в "Младшей Эдде" ("Видение Гюльви") описан так:

"Имя третьего аса - Ньёрд. Он живет на небе, в том месте, что зовется Ноатун. ("Корабельный двор"). Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского меря и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом".
Фрейя - богиня любви, плодородия, деторождения, женской сексуальности. Выбрать ее на роль второго представителя ванов в Асгарде мы решили потому, что нам показалось логичным преобразование похоти в любовь.
Технически инсценизация мифа была осуществлена следующим образом.
Участникам группы вкратце был рассказан сюжет, затем было предложено выбрать для себя, кем они хотят быть - асами или ванами. Затем группа разделилась - асы отправились в Асгард, ваны - в Ванахейм. Присутствие двух ведущих дало возможность управлять процессами в каждой из групп. В соответствующих мирах произошло обсуждение на тему: "какие мы", что в нас ценного. Затем были выбраны участники на роль "похоти" и "жажды золота". Они отправились в Асгард соблазнять асов. Остальные ваны наблюдали за происходящим, не пересекая условной границы.
Сцена сожжения была сыграна следующим образом: асы обращались к посланцам ванов со словами: "я убиваю тебя за то, что...". Посланцы отвечали: "твои слова не убивают меня потому, что...".
Затем асы и ваны вновь разошлись по своим мирам обсуждать тему "какие они?".
Потом началась война. Из асов было выбрано "копье Одина", манифестировавшее требования асов. Началась словесная перепалка, продолжавшаяся 20 минут. После того, как стало ясно, что победителя в войне не будет, асы и ваны разошлись по своим мирам на третье обсуждение. Темы - "чем мы готовы поступиться, чтобы жить с ними в мире; что мы готовы взять от них; что мы готовы дать им".
Дальше состоялась сцена переговоров. После обмена представителями, которые в дальнейшем будут следить за соблюдением договора, участники сняли с себя роли богов и отправились в Мидгард - мир людей, где выслушали волю богов. Шеринг.
В целом, социодрама прошла весьма энергично. Разогрева не было, поскольку социодраме предшествовала экскурсия по археологическому музею на открытом воздухе "Танаис", проведенная В.Ф. Чесноком.
Как и следовало ожидать, ванов оказалось больше, чем асов. Примечательно, что Ванахейм мы (директоры) расположили в месте, где в греческом городе располагался ритуальный бассейн, а Асгард - в месте, где находилась урна, куда жители клали петиции, обращенные к властям.

То, что происходило на первом обсуждении в Асгарде, можно назвать выработкой законов, направленных на структурирование хаоса. В первую очередь предлагалось ввести правовые нормы взаимоотношений между людьми, в том числе исключение инцестуозных связей. Горячо обсуждалась тема управления - как богам управлять людьми. Говорилось о необходимости создания армии с иерархической структурой.
Лейтмотивом первого обсуждения в Ванахейме (на тему "какие мы?") была спонтанность и раскрепощенность ванов. "Похоти" и "Жажде золота" ваны дали задание соблазнить асов. Вызвавшиеся на эти роли участники продемонстрировали высокую спонтанность. Обе (это были две женщины) вовлекли асов в танец. Их аргументация состояла в том, что золото и секс дают свободу. Однако результаты их действий были разными - "Похоти" удалось увлечь одного из асов в стан ванов, где он и остался. А вот "Жажда золота" была принята асами очень тепло и едва сама не осталась в Асгарде. "Жажду золота" никто не хотел убивать, мотивируя тем, что она поможет создать армию. Наконец, одна из участниц вызвалась убить "Жажду золота". Смысл ее обвинений состоял в том, что "Жажда золота" "вносит расстройство в ряды асов". Она возражала, что "золото дает свободу". В целом, в этот момент несколько спутались понятия "золота" и "жажды золота", что привело к ослаблению позиции персонажа. "Похоть" асы убивали охотнее как ведущую к моральному разложению.
Второе обсуждение было на тему "какие они?". Асы между собой упрекали ванов в распущенности и неуправляемости. Звучали обвинения в том, что они понимают мир и ведут себя как дети, в то время как они старше.
С точки зрения ванов, асы оказались безжизненными роботами, лишенными жизненных соков и подавляющими людей своим морализаторством.
"Война", как мы уже говорили, продолжалась 20 минут. Взаимная перепалка на этические темы была весьма интенсивна. Была предпринята попытка разграничить сферы влияния. Асы предложили ванам оставить их в покое, при условии, что ваны не будут появляться в Асгарде и среди людей. Для обеспечения безопасности было предложено построить стену. (Это примечательно, поскольку, согласно тексту, асы действительно после войны строят стену вокруг Асгарда, но об этом ничего не говорилось участникам социодрамы). Ваны готовы были принять предложение асов, но поняв, что стена не позволит им влиять на людей, ваны с возмущением его отвергли.
Третье обсуждение было наиболее заряжено полемической энергией.
- "Они просто не понимают…Им просто нужно объяснить! Им не хватает мудрости!!! Их идеи не так плохи, но им не хватает нашего знания!!!" - наперебой кричали представители Асгарда. "А нам не хватает их спонтанности, без нее нам тесно".
В результате бурной дискуссии асы решили направить в Ванахейм наиболее мудрого из них. Взамен они хотели получить часть спонтанности и сексуальности ванов. Когда директор прорезюмировала предложение асов обменять мудрейшего из них на олицетворение сексуальности и спонтанности, напомнив участникам социодрамы содержание мифа (обмен Мимира, мудрейшего из асов на Фрейю, символ женской сексуальности, а также переселение в Асгард покровителя мореплавания, Ньёрда), группа очередной раз воспела хвалу пресловутому психодраматическому теле.
Кроме того, асы, учитывая чрезмерную спонтанность ванов, опасались за соблюдение договора со стороны своих соседей и настаивали на постоянном присутствии в Ванахейме "того, кто смотрит за соблюдением договора".
(ссылка внизу страницы: Хотелось бы отметить, что, предлагая сюжет мифа, директоры спорили о роли Хёнира, который не мог принять решения на тинге, если рядом с ним не было мудрого Мимира. В этой группе Хёнир выступил в роли контролера, почему бы и нет?).
Интересно и то, что при обсуждении, асы беспокоились о безопасности тех, кто уйдет к ванам. В мифе один из "заложников" был убит ванами.
В это время ваны возмущались беспардонностью асов. Затем перешли к обсуждению послания, которое должна нести Фрейя. Решили отказаться от пропаганды инцестуозных связей. Фрейя должна была манифестировать женскую сексуальность, раскрепощенность, жизненную энергию. Вспомнили, что у греков у воинов был обычай перед битвой причащаться к груди обнаженной женской статуи. Участница, выбранная на роль Фрейи, с энтузиазмом согласилась причастить мужчин-асов (от обнажения, правда, отказались, сославшись на туристов…)
Определить функции Ньёрда оказалось сложнее. Некоторое время участники не могли понять "специализацию" этого бога. Наконец, решили, что Ньёрд - это покровитель стихии, в первую очередь, водной. Его представительство у асов должно означать способность использовать обузданную энергию стихии, а кроме того - мысль о том, что богатство хорошо, но в стремлении его приобрести должна быть мера. Вспомнили, что одним из символов обузданной стихии является корабль, так родилась обобщающая метафора - корабль с фигурой обнаженной женщины на носу.
Переговоры прошли гладко, была видна готовность жить в мире. Асы причастились "Женственности" и приняли в дар "Обузданную энергию" и плодородие. Ваны получили "Мудрость" и "Контроль". В конце сцены асы и ваны спонтанно смешались между собой.
После объявления людям воли богов начался шеринг. Из-за нехватки времени он был сильно сокращен, что привело к тому, что участники потом в течение нескольких дней подходили к директорам и делились своими переживаниями.
Нужно отметить, что социодраму "Война асов и ванов" можно модифицировать в зависимости от терапевтических целей. Например, введение на роль посланника в Асгард Фрейра вместо Фрейи позволит сместить акцент на мужскую сексуальность.
Одним из ценных замечаний, сделанных директорам после работы, было предложение сделать сцену войны с помощью группового обмена ролями. Это заняло бы больше времени, но позволило бы участникам глубже проникнуть в собственные роли и осознать позицию оппонента.
Еще одним изменением, которое можно внести в социодраматическое действие, является более четкое задание ролей асов. Можно ввести Одина, Тора, Локи, Фригг и других богов и богинь и узнавать их отношение к происходящему. Это позволит дифференцировать сознательные ценности и извлечь больше информации о противостоянии асов и ванов.
Для обеспечения лучшего понимания участниками смысла войны, можно продолжить сюжет. Согласно мифу, после примирения асы и ваны, в знак мира, плевали в общий котел. (Это необязательно делать столь малоаппетитно, можно, чтобы каждый участник просто что-то положил в котел). Из котла рождается "самый мудрый из людей" по имени Квасир.
На наш взгляд, психоаналитический смысл мотива о войне асов и ванов состоит в сублимации бессознательных инстинктов. При этом содержание бессознательного в данной инсценизации мифа ограничивается сексуальными инстинктами и адлерианским "влечением к власти", однако при повторной социодраматической постановке могут раскрыться и другие аспекты. Кроме того, для работы с другими аспектами бессознательного в скандинавской мифологии есть другие миры и другие мифы.
Например, после примирения с ванами, главной "империей зла" для асов становится мир великанов, Ётунхейм. Противостояние Асгарда и Ётунхейма, где ключевой фигурой становится фигура "истребителя великанов" Тора, мы понимаем как противостояние сознания агрессивным, разрушительным инстинктам бессознательного.
При работе с влиянием предков можно использовать Хель как мир упокоения мертвых.
В целом, социодрама на мотив войны асов и ванов показала себя техникой, которую можно применять в самых разных областях психологической практики. В психотерапевтической практике мы видим ее как разогрев на темы отношений сознания и бессознательного; внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. Ее можно применять как самостоятельную технику для работы с сексуальностью, темой властных отношений и соотношения спонтанности и контроля.

Литература:

Беофульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: Художественная литература, 1975. Вступительная статья А.Я Гуревича. Редакция перевода и примечания М.И. Стеблин-Каменского.
Петрухин В. Мифы Древней Скандинавии. М., 2003.
Скандинавская мифология. Энциклопедия. М.,2004. Составление и общая редакция К.Королева.
Стурлуссон Снорри. Младшая Эдда. М., 1994.
Стурлуссон Снорри. Круг Земной. М., 1980.

 

Источник - Сайт Леонида Огороднова, посвященный мифодраме

Сайт создан в системе uCoz