Хель - владычица мира мертвых

Дом Хель

Сайт посвящен мифам и аналитической психологии, сказкам и сказкотерапии, магии, как психотерапевтической практике, а, главное, людям, которым все это интересно

  Витрина Елены Прудиус

 

главная страница
о хозяйке
книга "У источника Урд. Рунный круг в сказках и мифах"
сказкотерапия и сказки
копилка новых сказок
мифология и аналитическая психология
копилка снов, грез и фантазий
ссылки на интересные ресурсы

 

гостевая книга

email:

theatr-skazok@yandex.ru

 

 

 

 

Елена Прудиус

Междуглючье. Библиотека

- Что ты делаешь, Виолетта?
- Мам, ну ты же видишь, что я переношу его на подоконник.
- А зачем? - Сильвика наморщила лоб. Голова после выписки из больницы все еще побаливала, но главное было не это - некоторые вещи она видела как будто в первый раз и сама удивлялась своей неосведомленности.
- Мама, - терпеливо и снисходительно объясняла дочка, - это же декабрист, и ему скоро цвести, а в теплой комнате он этого делать не будет. Он же любит холод - вот я его и переношу на подоконник. Ты же помнишь, как он красиво цветет?
Вот теперь Сильвика вспомнила, что к Рождеству этот цветок покрывался россыпью ярко-розовых цветов, совсем таких, как тот, что она видела, в Глюкволде, на пирамиде своей судьбы.
- Ты говоришь, ему холод нужен? Любит, значит, как потруднее…
Так это и есть двойник ее видения? Если так, то пирамида ее судьбы расцветет вовсе не в тепле и уюте благополучия, а, наоборот, в разгар декабрьской стужи, в самые короткие зимние дни, когда солнце отчаянно борется с мраком за каждую минуту в этом мире. В полной жопе, значит. Интересно, у нее сейчас полная жопа или еще нет?
- Виолетта, умничка ты моя… - Сильвика поцеловала дочку в лоб. - А я буду его поливать. И она побрела на кухню за пластиковой бутылкой для воды.
Виолетта закусила губку, глядя вслед матери. Как она изменилась, стала как маленькая в последнее время. Все забывает, всему удивляется, работать не может больше на прежнем месте. А ведь она хорошая журналистка - все так говорят. Бедная мама. И папа тоже бедный. Они с мамой почти не разговаривают, как будто не замечают друг друга. Ему тоже тяжело, хотя болела мама. Раздался крик со двора:
- Виолетта, выходи скорее!
Девочка очнулась от своих мыслей и подскочила к окну. Точно, там внизу ее ждали Нинка и Нику. Она махнула им рукой и побежала вниз. Им сегодня надо смотаться с Нинкой по ее делам на другой конец города. А маме об этом знать необязательно. Так же как и папе. Они такие впечатлительные, их надо беречь.
***
Сильвика полила цветок и увидела, как дочка уходит со двора, оживленно переговариваясь с девочкой Ниной и мальчиком из их класса, кажется, его зовут Нику. Хорошо, что дочка растет куда более компанейской, чем была она сама. Вот Мирча у них книжный червь, из тетижениной библиотеки не вылезает в последнее время, какие-то энциклопедии штудирует. Хотя и во дворе побегать успевает с друзьями, качаться куда-то ходит с ними. Ему уже двенадцать, он очень вырос в последнее время. Так что она хотела? Да, посмотреть его книги. Она прошла в детскую и огляделась. На столе лежала большая книга с твердой глянцевой обложкой, на которой были изображены какие-то странные люди синего цвета, один из которых лежал в океане на длинном змее, а второй сидел в большом цветке, растущем из пупка первого. Рядом с ними в изящном танцевальном движении застыл человек с очень красивым лицом и четырьмя руками. "Мифы народов мира", - прочитала Сильвика.
Она наугад раскрыла книгу, повинуясь лишь случаю, и прочитала: "Кора со своими подругами, океанидами, гуляла на лугу и рвала цветы. Аид увидел ее и влюбился в нее. Он захотел сделать ее своей женой и попросил Гею вырастить чудесный цветок. Гея, богиня земли, послушала его и вырастила цветок поразительной красоты. Кора увидела его и, конечно же, сорвала его". Сильвика видела прекрасную девушку с наивным личиком в розовом платье, с букетом цветов, срывающую цветок, краше которого не могла бы себе представить. И в тот момент, когда она его сорвала, земля разверзлась, и из нее вырвалась четверка черных коней, которыми управлял черный всадник. Поводья он держал в одной руке, а другой ухватил Кору и в то же мгновение скрылся вместе с ней под землей, которая вновь сомкнулась. Все это произошло так молниеносно, что подруги Коры ничего не заметили. Это был сам Аид, бог подземного царства мертвых, и Кору он сделал своей царицей. Она плакала и стенала, ведь она почти не знала этого Аида и совсем не любила его.
Сильвика поразилась тому, что увидела: только что девушка рвала цветы, и вот уже ее саму сорвали, как цветок, похитив с лица земли.
Появилась следующая картина: рядом с Аидом на фоне красноватого полумрака сидит прекрасная женщина в темно-лиловых одеждах. Ее лицо спокойно и величественно, в ней уже ничто не напоминает наивную и горюющую девочку. Теперь ее зовут Персефоной. Она только что съела четыре зернышка граната, которые дал ей супруг. Это сделало ее настоящей женой Аиду, и после отвоеванных Деметрой, ее матерью, восьми месяцев жизни на земле, когда вся природа от радости матери, к которой вернулась дочь, будет цвести и плодоносить, она сама вернется под землю, к своему супругу, и будет царить с ним рядом. Есть под землей и другие радости, доступные царице. Юный красавец, Адонис, возлюбленный Афродиты, принадлежит ей четыре зимних месяца, а весной он, как и она, возвращается на землю, в объятия богини любви. А она попадает в объятия своей любящей матушки, которая ждет ее, скорбя, долгие зимние месяцы. "Нет, я бы так не смогла. Вчерашняя девочка превратилась в мудрую и уверенную в себе женщину. Про это только читать быстро", - подумала Сильвика.
Ирис изменил свой цвет и стал синим. Сильвика стала наугад листать страницы.
На берегу неправдоподобно синего моря лежала и спала женщина кошмарного вида - с крыльями за спиной, длинными кабаньими клыками и грудой шевелящихся змей вместо волос. То была одна из сестер горгон, Медуза, которая еще недавно была юной красивой девушкой и служила в храме Афины. Не в добрый час увидел ее владыка морей, Посейдон, и воспылал к ней страстью. Он превратился в коня и догнал девушку на пороге храма Афины, и там овладел ею. В ярости была Афина и, не будучи в силах отомстить дяде, наказала злосчастную Медузу уродством. Кроме того, теперь ее взор обращает в камень всех, кто с ним встретится. От связи с Посейдоном Медуза зачала и понесла плод их греховной любви.
Юный Персей, сын Зевса и Данаи, должен совершить подвиг, чтобы освободить свою мать от ухаживаний царя Полидекта. Он должен добыть и принести Полидекту голову горгоны Медузы. С помощью Аида, Гермеса, нимф и страшных Грай он снаряжается для этого подвига. У него есть шлем, делающий его невидимым, кривой меч Гермеса и зеркальный щит, в который Персей должен смотреть, чтобы не встретиться с Медузой взором. Персей полетает к спящей на берегу Медузе и одним взмахом кривого меча отрубает ей голову. Из хлынувшей крови Медузы вылетает зачатый Посейдоном чудесный конь Пегас и выходит великан Хрисаор. От удара копыта Пегаса из земли забил источник, вода которого по сей день вдохновляет поэтов на творчество. А что же бедная Медуза? Ее тело осталось на берегу, а голова, пройдя с Персеем усеянный мертвыми телами путь, завершила его на щите самой Афины. Великая богиня украсила свои доспехи доказательством своего могущества и неизбежности возмездия. Сильвике стало до глубины души жалко эту злосчастную Медузу, у которой было отнято все - красота, ее дитя, ее голова и вечный покой. За что, в общем-то? Как может бог морей быть столь безжалостным, чтобы похотью, минутной причудой загубить судьбу юной девушки? И каков герой Персей - зарубить спящую женщину? Хотя… вместо смертоносного чудовища теперь на свет появился чудесный конь, осчастлививший творческим порывом поэтов. Может быть, все несчастье Медузы стоило этого?
Ирис в ее руке снова полыхнул глубоким синим цветом и, повинуясь его знаку, Сильвика перелистнула книгу и увидела на картинке черноволосую женщину в синем плаще, также лежащую на берегу моря. Только на этот раз она была красива.
Минотавр, чудовище, сокрытое в Лабиринте, потребовал очередную жертву. Семь лучших юношей и семь самых красивых девушек города должны были отправиться на съедение безумному быкоголовому монстру. Плач и рыдания сотрясали округу. Это была не первая жертва, принесенная горожанами чудовищу Лабиринта. И, видимо, не последняя. Но что это? В городе появился красавец, храбрец и силач Тезей. Он сказал, что войдет в Лабиринт и покончит с Минотавром. Ариадна, царская дочь, с первого взгляда влюбилась в героя, и она знает, как помочь ему, чтобы он вернулся назад живым. Дедал, строитель Лабиринта, сделал чудесный клубок шерсти, который укажет ему обратный путь. Ариадна признается в своей любви Тезею и вручает ему клубок шерсти. Он также очарован юной девушкой. С чудесным клубком он входит в Лабиринт, разматывая по пути нить Ариадны, и в глубине встречает чудовище, которое находит по разъяренному рыку. Взлетает меч Тезея - и огромная бычья голова скатывается с мощного торса, гневно вращая глазами. Рухнуло огромное тело чудовища, едва не придавив своего убийцу. Тезей отскочил в сторону и вернулся назад, к свету, ступая по шерстяному следу. Город ликовал - четырнадцать юных жизней были спасены. Увитого лаврами Тезея толпа несла на руках через весь город. Ариадна счастливо улыбалась, и на следующий день вместе с Героем отправилась в путь.
О, боги, почему вы так безжалостны? Тезей оставляет спящую Ариадну одну на берегу острова, и спешно поднимает паруса. И его боги накажут, отняв у него память - это обернется смертью его старого отца. Но все это будет потом, а сейчас Ариадна рыдает, катаясь по песку, и не понимает, как можно так предать, после таких клятв, после таких ласк, после того, как она ему отдала всю себя, и отрезала себе путь назад. Она воет на берегу в глубоком отчаянии, глаза ее безумно ищут следы его ног, которые она покрывает поцелуями.
Воротись!
Со всеми твоими пытками!
К тебе текут мои слезы,
когда с тобою мы врозь,
и напоследок сердце
ради тебя зажглось.
Вернись, мой неведомый Бог,
вернись, моя боль,
вернись, мой последний вздох!
Сильвика замечает скрывающегося тут же на берегу за большим камнем пышноусого поэта. Фридрих его имя, его лоб иссечен пропастями безмерной боли и страдания. Он слышит и запоминает каждое слово Ариадны, потом он напишет ее жалобу. Но кто это появляется на берегу? Увитый виноградной лозой, с тирсом в руке, в оранжевых одеждах, к Ариадне приближается Дионис:
Образумься, Ариадна!
Малы уши твои, мои уши твои:
умное слово вмести!
Если не ненавидишь себя, как любить?
Я твой лабиринт...
Ариадна долго смотрит на него, погружаясь все глубже в его бездонный взор, вливаясь синим потоком в его оранжевые берега. "Не страшно ли тебе моего холода и сырости, не извергнешь ли ты меня из своего благодатного огня?". В ответ Дионис смеется, глянцевый уж с двумя горячими оранжевыми пятнами на царственной голове ныряет в бездну синего колодца. Над ними шипит облачко белого пара и поднимается к самому Олимпу в сонм богов. Ариадна-небожительница рука об руку с Дионисом - счастливая подруга веселого и безумного бога (да разве кто-нибудь нормальный и здравомыслящий мог бы подобрать растерзанную Ариадну и не убояться бездны ее отчаяния?).
Сильвика захлопнула книгу. На сегодня этого слишком много. Ирис вернул свой обычный цвет, но у Сильвики перед глазами все еще стояло видение парящего синего потока в оранжевых жарких берегах.
***
- Тетя Женя, здравствуй, дорогая! - Сильвика поцеловала тетку в морщинистую щеку. - Чаем угостишь? Я вот тут пару пирожных захватила - твои и мои любимые, картошка.
- О, ты, как всегда, кстати, девочка моя. Чай, чаек, чаище, сейчас мы его поставим. Ну, а помимо чайка, что тебя еще привело? - тетя остро посмотрела на племянницу. Она была в курсе ее семейных неприятностей, но о многом догадывалась сама, не дождавшись откровений молчуньи.
Сильвика отвела взгляд в сторону:
- Мне бы почитать что-нибудь. Какие-нибудь старинные истории вроде тех, что берет у тебя наш Мирча.
- А-а-а, вот что…
Тетка не стала выяснять, с чего вдруг мать заинтересовалась чтивом своего сына, и пошаркала вглубь темноватого и прохладного зала библиотеки. Вернулась она со стопкой книг.
- Ну, вот тебе - мифы, легенды, предания. Старины, значит, глубокой.
Тетка любовно погладила корешки книг, сдула с них пыль и протянула Сильвике.
- Потом хоть расскажешь о своих находках?
По лицу Сильвики скользнула беглая улыбка, и она перевела разговор на чай. Чай хорошо пить не спеша, наслаждаясь каждым глотком, а тетушка к тому же умеет его заваривать. Как всегда в ее компании, Сильвика успокоилась и обмякла. Тетушка еще тот феномен. Замужем никогда не была, не заладилась у нее по молодости какая-то любовная история. И детей не было - так вот сама, с книгами, котом да собакой старость свою коротает. Любая другая бы на ее месте озлобилась, но только не тетя Женя. Дети, Мирча и Виолетта, ее любят - бегают не только за книжками и чаем, а и просто так бывает - поболтать, что тетушка очень любит. Зовут ее бабушкой, чему она и радуется.
- Ну, тетушка, пока, пойду-ка я домой.
Сильвика несла книги домой, и ей казалось, что внутри них пульсирует и просится на волю что-то живое. Ей хотелось поскорее освободить это что-то, чем бы оно не оказалось.

назад к содержанию

назад

 

Сайт создан в системе uCoz