Идентификация и разотождествление, кое-что о духовном посвящении
"При
виде моих родных, пришедших для битвы, Кришна,
Подкашиваются мои ноги, во рту пересохло,
Дрожит мое тело, волосы дыбом встали. [...]
Их убивать не желаю, Мадхусудана, хоть и грозящих смертью,
Даже за власть над тремя мирами, не то что за блага земные.
Юный бог отвечает на это упреком, после чего начинает великое поучение:
Как у тебя в беде такое смятенье возникло?
Оно для арийца позорно. [...]
Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится;"
("Бхагават-Гита")
Развитие личности проходит через последовательные фазы идентификаций (отождествлений) и разотождествлений. Образцы для идентификаций берутся изнутри (заложенные в генетической памяти) и снаружи - родительские сценарии, значимые другие. Смена образцов идентификации подчиняется закону диалектики: "отрицание отрицания", по которому старое свергается новым и сильным, а то в свою очередь сменяется еще более современным и сильным. Если идентификация реализуется механизмом впитывания личностью как промокашкой неких образов, то разотождествление возможно через механизм отражения, отталкивания, рефлексии, критического отношения к себе и другим. В этой системе соблюдается еще один закон диалектики "единства и борьбы противоположностей", центробежных и центростремительных сил, впитывания и отторжения. Накопление потенциала действия (количества) между полюсами противоположностей приводит к качественным скачкам в развитии, новым во внешнем проявлении и внутреннем содержании этапам. Теперь перед нами третий закон диалектики - "перехода количественных изменений в качественные". В рунах вполне наглядно отражаются последовательные ступени, как идентификации, так и разотождествления, хотя их сопоставление остается достаточно приблизительным. На самом деле каждая руна представляет собой ступеньку, элемент целостного сюжета нашей судьбы во всей ее многоплановости, в котором заложена дихотомия отождествлений - разотождествлений. Однако некоторые руны все же являются узловыми моментами развития после периодов относительно спокойного развития событий. В следующей таблице отражена последовательность идентификаций - отождествлений в личной биографии человека, начиная от рождения.
Руны |
Объекты
идентификации |
Соулу | сильное животное, дух дикого предка |
Тейваз | родители, род |
Ингуз | свое телесное, чувственное начало |
Отила | свой род, наследие предков |
Феу | свое личное имущество, атрибуты социальной значимости, благополучия |
Турисаз | свой дом и семья, родина малая и большая |
Кано | творчество, самоактуализация |
Следующая после этой таблица покажет возможную цепочку разотождествлений - освобождения личности от очередного камуфляжа - сущности, которая является зависимостью от образа-архетипа.
Руны |
Сущность,
с которой происходит разотождествление |
Манназ и Лагуз | зависимость от родителей, в первую очередь, матери |
Ансуз и Райдо | зависимость от своих достижений и имущества |
Йер и Эйваз | зависимость от своей концепции мира (моего мира больше нет, зато есть вся Вселенная) |
Это исследование
в основном интуитивного характера, вряд ли можно обнаружить в рунном круге
математически строгую модель развития - трансформации человека. А, может быть,
в этом вообще нет особого смысла. Другое дело, что насыщенный образный ряд
рунного круга способен оживить любую высохшую схему. В этом сущность древа
мира - Иггдрасиль.
О самом шаманском, духовном посвящении вряд ли у меня есть столько же оснований
рассуждать, как о героическом посвящении. Можно сказать, что если героическое
посвящение связано с цепочкой идентификаций, то шаманское - с последовательностью
разотождествлений. Эти два пути мне напоминают двойную спираль ДНК, будучи
так же перевиты и, в сущности, неотделимы друг от друга. Между ними дорога
жизни из комплементарных аденин-тиминовых и гуанин-цитозиновых оснований -
ось плодородия. Только в начале круга (от рождения героя) в этой спирали явно
толще героическая составляющая, а во второй половине постепенно набирает удельный
вес вторая, духовная компонента. Рунный круг отражает полную реализацию человека
в круге его судьбы, но это вовсе не значит, что любой человек проходит полноценно
все стадии. Нужно немало: желание, возможности, необходимость. Урд, Верданди,
Скульд…Снова три норны сидят возле источника Урд. Снова они режут руны и прядут
нить судьбы. Пригласите их на свое рождение?