назад

Заколосятся хлеба…

"Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом…"
(С. Стурлуссон "Старшая Эдда", "Прорицание Вёльвы")

Что было в начале - курица или яйцо? До сих пор этот вопрос не решен. Но теперь ученые доказали, что в начале жизни был свет. Наши далекие предки тоже так считали - достаточно вернуться к главе о космогонии. Откуда древние могли знать о животворности пламени Муспельсхейма, соединенного с мраком и холодом Нифльхейма, откуда им было знать смысл еще не созданной тогда теории академика Опарина о первичных коацерватах, возникших из влаги и на основе фотосинтеза? (Эту теорию вовремя вспомнил мой коллега Л. Огороднов). Как бы там ни было, верность теории подтверждается весьма старинными источниками. Но вернемся же к свету. Все три руны мысли - Вуньо, Соулу, Дагаз связаны с представлением о свете, солнце, дне. Мысль представлялась светлой и животворной, а еще она всегда была началом созидания. Сначала возникал замысел, потом процесс творения. Ведь на оси плодородия с одной стороны мы видим солнечного ребенка (Предвечного Младенца Юнга) с чертами Трикстера-реформатора, а с другой стороны - Демиурга, созидателя. В рунном круге путь от материнской утробы до собственной творческой утробности не близок. От Перт и Соулу человек проходит периоды медленного роста и созревания (Беркана), начального плодородия сеятеля (Ингуз), неистовства и торжества жизни Уруз, плодоношения (Кано). Наутиз помогает осмыслить плодородные возможности стесненного и ограниченного состояния. Тогда и заколосятся хлеба без посева.
Надо сказать, что в рунном круге руны плодородия и жизни равномерно перемешаны с рунами героической борьбы и смерти. Жизнь плотно, постоянно и непосредственно связана со смертью, потому Персефона является и богиней плодородия и царицей Иного мира, баба Яга - повитухой и стражем входа на Тот Свет. Фрейра изображали с улыбкой на лице и мертвой головой в руках, Вишну, защитник вселенной, изображался и с цветком лотоса и с оружием в руках. Все весенние боги, олицетворяющие возрождение жизни, прошли через смерть: Осирис, Аттис, Таммуз, Адонис, Бальдр, Иисус Христос.
В процессе элевсинских мистерий по тем крайне скудным данным, которые дошли до нас, центральным таинством, по-видимому, было срезание в полной тишине зрелого колоса, но был отражен и процесс развития колоса из зерна. Древние понимали необходимость подготовки к смерти во время цветения жизни. Только так жизнь могла представляться не цепочкой трагедий и предвкушением ужаса ухода, а земной частью пути человека. В религиозных системах есть представление о таком единстве, искренне верующий человек не просто защищен от страха смерти, но ему доступны потому сиюминутные радости жизни, известно чувство благодарности за мгновения полноты событийности.
Если духовность человека не сформирована, то мы видим сюжет Жертвы, ставшей не Героем или Мудрецом, а Тираном или крохотным зародышем, вернувшимся в какой-либо эквивалент материнской утробы. С точки зрения психологии это защитный механизм регрессии - возвращения на онтогенетически ранние фазы развития. Непереносимые переживания отключают все "взрослые" форматы психической деятельности, и тогда девочка-подросток ищет в комнате узкие щели, имитирующие внутриутробное положение, забивается под кровать или за шкаф и кричит не своим голосом. Кстати, после прохождения кризиса девочка оказывается совершенно нормальной и очень творческой. Григорий Потемкин по произведению В. Пикуля после жестокого избиения его братьями Орловыми шесть месяцев сидел безвылазно у себя дома, никуда не выходя, зализывая свои физические и душевные раны. Вышел оттуда он другим человеком - с острым охлажденным умом тонкого и дальновидного политика, как бы родившись заново.
В ходе групповой телесно-ориентированной терапии регулярно приходится моделировать внутриутробное положение и процесс "рождения". Детям и взрослым с патологией этих периодов развития, т.е. поврежденными матрицами плодородия (БПМ-1) и героической борьбы (БПМ-3) такие упражнения доставляют не только большое удовольствие, но и существенное облегчение по окончании занятий. Знакомых с психологией читателей адресую к психогенетике, ее практическим аспектам и телесно-ориентированным практикам, сказкотерапии как средству символического насыщения потребности в защите и безопасности.
Уход в алкоголизм вполне аналогичен возвращению в материнскую утробу, т.к. алкоголь дает чувство тепла, беззаботности, безопасности и защищенности. Это не оправдание алкоголикам, но намек на поиск реалистического или символического эквивалента факторов восстановления, развития, плодородия.
Кроме утробы и беззаботного младенца мы наблюдаем на оси плодородия человека в процессе творчества, а надо ли говорить, что творить нередко заставляет чувство неудовлетворенности, ущербности, страдания, когда переживания рождаются в мир в символической форме. Так люди могут освобождаться от них в ходе терапии творческим самовыражением или арттерапии. Не зря все "утробные" руны традиционно являются целящими.
И, наконец, еще одна возможность Жертвы - терпение и смирение Наутиз, сохранение в глубине своей искры грядущего продолжения жизни. Даже если эта искра попадает в Первичную Бездну, которая генетически связана с малой утробой нового рождения. Из стаканчика Перт извлекается новый жребий.

назад

Сайт создан в системе uCoz