назад

Три оси судьбы

"Для традиционного восприятия мира характерно видеть во всем, что происходит вокруг, результат действия неких божественных сил (т.е. собственно богов, reginn). Следовательно, триадность самого бытия в традиционной картине мира должна почитаться результатом триадности самих сил, богов".
(А. Платов "Магические искусства Древней Европы")

В этой главе я постараюсь прояснить возможные параллели между смыслами рунного круга, мифологическими персонажами и теориями из области культурологии и психологии.
В рунном круге очень заметно чередование сюжетов рождения, плодородия и мастерства с сюжетами героической борьбы и жертвенности, а также - путешествий и познания мира.
Мы уже видели сопоставление кастовой системы Ж. Дюмезиля и пантеонов богов-идоевропейцев. Таким образом, мы увидели три оси сюжетов: ось плодородия и мастерства, ось героической борьбы, ось путешествий между мирами, познания и мудрости. Это будет нашей отправной точкой.
Кроме того, в мифологиях многих народов есть представление о трех божествах судьбы - греческих мойрах, римских парках, скандинавских норнах. Первая из них (у греков Клото, у скандинавов - Урд) вытягивает нить из кудели, вторая (Лахезис и Верданди соответственно) накручивает пряжу на веретено, а третья (Атропа и Скульд) обрезает нить жизни, когда приходит время. Клото и Урд (судьба) символизируют изначальность, прирожденность, и это ось жизни, плодородия, Лахезис и Верданди (становление) олицетворяют героический путь борьбы, а Атропа и Скульд (долженствование) - духовную миссию человека и завершение его земного пути.
Следующей параллелью по праву первенства и значимости станет представление о шести архетипах К.Г. Юнга (отсылаю вас к книге "Душа и миф", в которой есть работы К. Кериньи на эту же тему). Он писал о богине-Матери (ее основные аспекты на оси плодородия), Предвечном Младенце, в котором силен аспект рождения, а также героического посвящения, к которому он предуготован. Дева-Кора - символ Жертвы, которая также находится на оси борьбы. Сенекс-старец (мудрец) находится на оси путешествий и мудрости. Самость, как сущность, целостность и гармония, также может быть отнесена к этой оси. Трикстер - плут и проказник, взрыватель границ, похоже, имеет свои представительства на каждой оси, но нигде долго не задерживается, побуждая человека к перемещениям в очередной сюжет.
Далее предлагаю вашему вниманию работы С. Грофа о перинатальных матрицах рождения. БПМ-1 (базовая перинатальная матрица) носит название матрицы рая и соответствует внутриутробному развитию плода, защищенного теплой, мягкой и питательной маткой, а также оси плодородия. БПМ-2 , матрица ада, соответствует периоду начала схваток при закрытом еще зеве матки. Плод, вероятно, испытывает тогда адские муки сжатия, тупика, безысходности. Это сюжет "кидалово", очень специфический для Трикстера. БПМ-3 - матрица продвижения в родовых путях, соответствует оси борьбы и героического преодоления. Тут уже видно направление и смысл борьбы, появляется свет в конце пути. БПМ-4, матрица рождения, выхода плода во внешний мир, соответствует оси путешествий между мирами.
Наконец, Л. Сонди (автор теории судьбоанализа и метода портретных выборов), будучи врачом и изучая психически больных, выделил основные побуждения, свойственные человеческой природе. Сразу оговорюсь, что он не смешивал их с инстинктами и юнговскими архетипами? определяя для них свой собственный уровень психической жизни (где-то между ними). Эти базовые побуждения соответствуют трем основным большим психозам (в их крайнем выражении).
Первый из них - шизофрении (Я-побуждение, которое очень напоминает ось путешествий между мирами, и точно - миры галлюцинирующего шизофреника недоступны для окружающих, мы - здесь, а он - там).
Второй - эпилепсия, и ему соответствует пароксизмальное побуждение, представление о библейских братьях Каине и Авеле, первый из которых во гневе убил второго. Мифологическим героям (Геракл, Кухулин и др.) весьма присуща эта пароксизмальность и пылкость, которая приводит их к победам, но и нередко подводит под социальное осуждение и наказание.
Побуждение к контактам (маникально-депрессивный психоз) обозначает связанность человека с его родителями, ребенка с маткой посредством пуповины, стремления вернуться назад в лоно или искать новых животворных привязанностей, стремления отцепиться от своей опоры (родиться).
Четвертое побуждение было названо Сонди сексуальным, оно состоит из векторов нежности и эротической привязанности (Эрос, либидо Фрейда) и садо-мазохизма (Мортидо, Танатос Фрейда). Т.о. первый вектор сексуального побуждения имеет отношение к оси плодородия и жизни, а второй - к оси борьбы, жертвенности, тирании и смерти.
Это предельно краткое и неполное изложение гипотезы культурально-психологических соответствий в круге судьбы. Ее теоретическое и практическое значение может выйти далеко за пределы рамок этого небольшого труда, посвященного рунам. Скажу лишь о том, что верное представление о ведущем и актуальном сюжете человека может существенно помочь в определении нашей воспитательной и терапевтической тактики, особенно, в отношении ребенка. Например, с точки зрения гештальт-подхода канва сюжета должна быть насыщена если не в реалистическом плане, то на символическом непременно. В этом и был смысл древних ритуалов, оргий и праздников, в которых высвобождались агрессивные, разрушительные составляющие части общего потенциала человека, активизировалось его плодородное и творческое начало. На реалистическом уровне Сонди говорил о рациональной профориентации, т.е. социализированном применении доминирующих побуждений. Так, человек с сильными садистскими задатками может быть в душе вампиром, а по профессии мясником (обратимся к сюжету С. Лукьяненко "Ночной дозор"). Женщина с сильным контактным вектором может привязывать к себе своих взрослых детей, нанося им вред, но может и отдавать свою заботу тем, кто в ней действительно нуждается - брошенным малышам в домах малютки. И так далее.
Важно также сказать о мифологических и сказочных персонажах и символах каждой оси.
Для оси плодородия, творчества и жизни характерны образы океана или моря, бочки (утробы), яйца, заключающего в себе жизнь и смерть Кащееву, яблони с яблоками, скатерти-самобранки, рога изобилия, котла, искупавшись в котором, можно стать добрым молодцем, коровы крошечки-Хаврошечки, чьи косточки прорастут в яблоньку, печки, в которой прячутся дети в сказке "Гуси-лебеди" и печки бабы Яги, в которой она перепекает по древнему обычаю нездоровых детей. Сама Яга - по сведениям из русского фольклора - повитуха в родах, а не только испытательный полигон для добрых молодцев. Иван-дурак и Емеля на печи, Буратино, только что извлеченный из полена, Данила-мастер из сказок Бажова, Гефест и Вулкан, кузнец скандинавских сказаний Вёлунд, финских - Ильмаринен. Мифологические образы - уже знакомые нам Кибела, Ашторет, Рея, Юнона, Церера, Фрейя, Фрейр, Пан, Дионис. Это, как ни странно, Кронос, поглощавший своей утробой новорожденных детей Реи; они, только что явившиеся из одной утробы, вернулись в другую - отцовскую, для того, чтобы пройдя ее, явиться все же на белый свет (а сказка "Волк и семеро козлят - чем не аллюзия на эту тему?). Не лишен этих характеристик и Зевс, проглотивший Метиду, беременную Афиной. Произвел на свет дочь он из головы своей, как известно.
Для оси героической борьбы и смерти типичны боги войны и громовержцы - Зевс, Арес, Юпитер, Марс, Тор, Тюр, Перун, герои - Геракл, Беовульф, Гильгамеш, Кухулин, король Артур, Роланд, Святогор, с их атрибутами в виде копий, перунов, мечей, которые почти всегда имеют собственные имена. Так, меч пророка Мухаммеда имел название Зу-Л- Факар, Святогора - Меч-Кладенец, Зигфида - Бальмунг, короля Артура - Экскалибур, Роланда - Дюрандаль, Беовульфа - Хрунтинг, копье Одина - Гунгнир, молот Тора - Мьёлльнир и т.д. Все это оружие имело магическую силу и самостоятельную биографию, нередко дожидаясь нового владельца после гибели хозяина. Жертвы этой оси - их множество, начиная с Коры-Персефоны. Это младенец-Загрей, убитый титанами, которому затем пришлось еще дважды перерождаться через лоно Семелы и бедро Зевса, после чего уже на своих ногах он решительно покинул ось борьбы ушел на ось плодородия. Это Прометей, прикованный к скале по приказу Зевса за своеволие, Локи, наказанный богами Асгарда за свое жестокое коварство, Бальдр, убитый слепым Хёдом по подстреканию Локи. Их символика - различные признаки физической асимметрии - пустой рукав Тюра, кривой глаз Одина, костяная нога бабы Яги, стигматы Иисуса. Это метка Нави. Это всевозможные чудовища, которых побеждают герои - драконы, гарпии, горгона Медуза, Лернейская гидра, Минотавр. Все они с человеческой точки зрения уроды, нелюди, чужаки, побочные продукты эволюции или безответственной евгеники, подобные монстру Франкенштейна. Доктор Франкенштейн из научного любопытства (похоти ума) создал существо, которого полагал высшим достижением ума и прочих достоинств, но получилось кошмарное создание, которого ужаснулся сам создатель. По сути дела жертва обстоятельств, да еще отвергнутый миром, породившим его. В данном варианте сюжета Жертва становится безжалостным Тираном, орудием собственной мести, воплощением ненависти и смерти.
На оси путешествий духа и мудрости мы обнаруживаем различных путников, просто наблюдающих мир, и мудрецов светлого и темного образов. Один, постигший тайну рун на древе мира, Велес, Симаргл западных славян, развитые ипостаси-психопомпы (проводники душ умерших в мир иной) Гермеса и Меркурия, Одиссей, человек по имени Од у скандинавов, Локи, странствующий вместе с Тором в Утгард, троица Деметра-Персефона-Геката, Хель, старичок-лесовичок, баба Яга, Снежная Королева. Символы этой оси - крылатые сандалии Гермеса-Меркурия, крылатые башмаки Локи, соколиное оперенье Фрейи, ковры-самолеты, сапоги-скороходы, ступа бабы Яги, шапка-невидимка, гора, древо мира и колодцы, в которых герой проваливается в следующее царство (как символы axis mundi - оси мира). Остаются также метки Нави в виде физической асимметрии, т.е. мудрецами, как правило, становятся бывшие жертвы.
Но вернемся к рунам. Ниже приведу таблицу вышеуказанных соответствий, включая рунические (как они мне представляются). Вместе с тем содержание рун значительно богаче, чем можно представить в мертвой схеме, их смысл текуч и переливчат в сообщающихся сосудах рунного круга.

Параллели
Ось плодородия, творчества, жизни
Ось героической борьбы и смерти
Ось путешествий между мирами и мудрости
Фактор трансформаций и переходов между осями
Касты древнеиндийского общества
Вайшья - производители материальных ценностей
Кшатрии - воины
Брахманы - жрецы
Шудра - неприкасаемые
Боги
Кибела, Ашторет, Рея, Юнона, Церера, Фрейя, Фрейр, Пан, Дионис, Кронос
Зевс, Арес, Юпитер, Марс, Тор, Тюр, Перун, Загрей, Персефона, Гадес (Тиран), Прометей прикованный, Локи прикованный, Бальдр, Адонис, Аттис
Один, Велес, Симаргл, развитиые ипостаси Гермеса и Меркурия, Локи странствующий, Деметра-Персефона-Геката, Хель
Локи, Гермес, Меркурий, Тот, Картикейя, Шива - разрушитель иллюзий
Божества судьбы
Урд
Верданди
Скульд
Вся тройка
Архетипы К.Г. Юнга
Великая Богиня- Мать, Предвечный младенец, Анима и Анимус (как мужская и женская сущности)
Предвечный Младенец с чертами Героя, Кора-Дева, Персона (Авель), Тень (Каин)
Сенекс и Самость
Трикстер
Мифологические и сказочные персонажи
Яга - повитуха, Иван-дурак и Емеля на печи, Буратино в полене, Лягушка (еще не Царевна), Данила-мастер, Гефест и Вулкан, Вёлунд, Ильмаринен
Геракл, Беовульф, Гильгамеш, Кухулин, король Артур, Роланд, Святогор, Буратино, борец с Карабасом, Золушка, Гадкий Утенок
Одиссей, человек по имени Од (муж Фрейи), Лягушка-путешественница, Буратино, ведущий друзей в театр, черепаха Тортилла
Лиса, ворон, койот, Кот в сапогах и Котик в валенках, Буратино, только что рожденный, Карлсон, который живет на крыше, Эмиль из Лённеберги (Лингрен)
Символы и образы
Океан или море, бочка (утроба), яйцо, яблоня с яблоками, скатерть-самобранка, рог изобилия, котел Дагды, котел рождения и смерти, корова Крошечки-Хаврошечки, печь, цветок, из которого кто-то рождается (Дюймовочка или бог Ра - лотос)
Меч пророка Мухаммеда Зу-Л--Факар, Святогора - Меч-Кладенец, Зигфрида - Бальмунг, короля Артура - Экскалибур, Роланда - Дюрандаль, Беовульфа - Хрунтинг, копье Одина - Гунгнир, молот Тора - Мьёлльнир, пустой рукав Тюра, кривой глаз Одина, костяная нога бабы Яги
Пустой рукав Тюра, кривой глаз Одина, костяная нога бабы Яги, крылатые сандали Гермеса, крылатые башмаки Локи, соколиное оперение Фрейи, ковры-самолеты, сапоги-скороходы, ступа бабы Яги, шапка-невилимка, гора, древо мира, лестницы. колодцы, радуга
Яркие и пестрые одежды, шутовской колпак, горб (нередко), рыжий цвет волос или шерсти
Обобщенные персонажи и и их руны
Утроба (ПЕрт), Солнечный Ребенок с чертами Трикстера (Соулу), Демиург-созидатель (Кано)
Герой (Тейваз), Жертва (Иса), Тиран (Хагалаз)
Путник (Манназ, Лагуз, Ансуз, Райдо), Мудрец (Йер, Эйваз)
Триксер-трюкач (Ансуз, Кано, Хагалаз, Соулу)
Перинатальные матрицы С. Грофа
БПМ-1
БПМ-3
БПМ-4
БПМ-2
Векторы базовых побуждений Л. Сонди
Вектор контактного побуждения, Эрос-побуждения
Вектор пароксизмального побуждения, Танатос-побуждения
Вектор Я-побуждения
?
Оси и руны старшего футарка
Руны пива - Уруз, Наутиз, Веркана, руны целящие - Кано, Перт, Ингуз, руны мысли - Вуньо, Соулу, Дагаз
Руны победы - Феу, Хагалаз, Тейваз, руны защиты (?) - Турисаз, Иса, Эваз, руны речи - Гебо, Альгиз, Отила
Повивальные руны - Ансуз, Йер, Манназ, руны прибоя - Райдо, Эйваз, Лагуз
Ансуз, Кано, Хагалаз, Соулу



назад

Сайт создан в системе uCoz